Разделы


Материалы » Романтизм в творчестве М. Горького » Трансформация романтической традиции в творчестве различных мастеров

Трансформация романтической традиции в творчестве различных мастеров
Страница 2

В стихотворении А.С. Пушкина «К морю» два идейно-художественных центра: образ моря и образ лирического героя. Поэт прощается со «свободной стихией», в которой он видит друга, вспоминает о прогулках по берегу моря. Автор видит море в покое и в гневе сожалеет, что не смог «восторгами поздравить море», т. к. душа рвалась прочь. Мы видим, что море воспринимается поэтом как живое существо. Важнейшее место отводится переживаниям лирического героя, который на берегу моря вспоминает о «гробнице славы», т.е. месте заточения Наполеона. Наполеон для романтиков – образец свободолюбия. Появляется в произведении образ и другого певца свободной стихии-Байрона. Лирический герой Пушкина дает оценку «просвещения» и «тирана» и обещает не забыть торжественной красоты моря. Стихотворение содержит два контрастных чувства: глубокую грусть от прощания с морем, от несбывшихся надежд и твердую силу, гордость.

В этот же период развития романтизма А.С. Пушкин создает так называемые «южные» поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья – разбойники» и «Цыганы».

Действие «Цыган» разворачивается в экзотической обстановке: на фоне бессарабских степей, по которым кочуют «телеги мирных цыганов». Жизнь их напоминает поэтический миф о золотом веке, когда люди находились в состоянии гармонии. Сюда, стремясь к естественной жизни, попадает герой поэмы – Алеко. Прошлое его покрыто романтической завесой тайны, которая прорывается лишь изредка: Алеко рассказывает о «неволе душных городов», которые он вынужден был покинуть:

Там люди, в кучах за оградой,

Не дышат утренней прохладой…

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

В таборе Алеко начинает жить вольной жизнью, но в его душе кипят страсти, принесённые из прошлого. «Они проснутся: погоди!» – как бы предупреждает его автор. И предсказание сбывается. Земфира разлюбила Алеко. Как часто бывает в романтических произведениях, развязка поэмы трагична: Алеко убивает Земфиру и её любовника. Автор устами старого цыгана выносит Алеко приговор: «Ты для себя лишь хочешь воли».

«Южные» поэмы как бы завершают определенный этап творческих поисков Пушкина. А трагические события 1825 года проводят резкую грань между вторым и третьим периодами развития романтизма в России.

Рассмотрим особенности третьего периода.

В третий, последекабрьский период (1826–1840 гг.), романтизм получает самое широкое распространение в русской литературе. Он обретает новые черты, завоевывает новые жанры, захватывает в свою орбиту все новых писателей.

Вершинные достижения романтизма 1830-х годов – творчество М.Ю. Лермонтова, ранние произведения Н.В. Гоголя, лирика Ф.И. Тютчева.Наиболее яркое романтическое произведение М.Ю. Лермонтова – это поэма «Демон». Это уникальное по силе воздействия на читателя произведение.

Лермонтовский Демон мятежен, непримирим, знающ и мудр, прекрасен и коварен, вместе с отрицанием в его душе живёт и жажда идеала, стремление к восстановлению гармонии.

Продолжает период развития романтизма.

Творчество Н.В. Гоголя и его повесть «Майская ночь, или Утопленница» («Знаете ли вы украинскую ночь… Очаровательная ночь!»). Природа и человек – главные темы творчества Гоголя.

Романтизм «Вечеров…» жизнен, своеобразно объективен. Н.В. Гоголь поэтизирует ценности, действительно существующие. Его привлекает все сильное, яркое, заключающее избыток жизненных сил, он раскрывает красоту народной жизни в границах романтической художественной системы.

Н.В. Гоголь показывает жизнь, преображенную народной фантазией. Создавая радостный мир мечты, он нередко обращается к «нестрашной», комической фантастике, так часто встречающейся в народных сказках. Черти и ведьмы в «Вечерах…» перенимают ухватки, манеру поведения обыкновенных людей, вернее, комедийных персонажей. «Черт … не на шутку разнежился у Солохи: целовал ей руку с такими ужимками, как заседатель у поповны».

Только в двух повестях («Вечер накануне Ивана Купалы» и «Страшная месть») фантастическое приобретает зловещий характер.В «Вечерах…» Гоголь довел до совершенства романтическое искусство перевода обыкновенного в необыкновенное, превращения действительности в сновидение, в сказку. В «Майской ночи»: «Непреодолимый сон быстро стал смыкать ему зеницы… «Нет, эдак я засну еще здесь!» – говорил он, подымаясь на ноги и протирая глаза. Оглянулся: ночь казалась перед ним еще блистательнее…» – и далее реальное все более «отступает», и развертывается чудесный сон Левка.

Изображенная в повестях украинская природа поражает буйной яркостью красок, каким-то неистовым размахом и мощью, захватывая нас, читателей, радостным изумлением писателя перед красотой мира.

После 40-х годов XIX века романтизм утратил свое господствующее положение, но не исчез вовсе. Завершителем романтического направления в русской литературе может быть назван Ф.И. Тютчев не только по сути своего творчества, но и по обстоятельствам личного, биографического свойства.

Страницы: 1 2 3 4


Полезные статьи:

Судьба Эжена де Растиньяка в «Человеческой комедии» Бальзака.
Образ Растиньяка в «Ч.К.» - образ молодого человека, который завоевывает себе личное благополучие. Путь его – это путь наиболее последовательного и неуклонного восхождения. Утрата иллюзий, если и происходит, то совершается сравнительно бе ...

А.Н. Радищев о революции как единственном пути достижения свободы для народа
Своими произведениями «Письмо другу», «Беседа о том, что есть сын отечества», «Житие Федора Васильевича Ушакова» и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев готовил читателей к восприятию идеи о необходимости революции. В оде «Вольност ...

«1984» Оруэлла
Это выражение настроения и ещё это предупреждение. Настроение, которое оно выражает, очень близко к отчаянию за будущее человека, а предупреждение заключается в том, что, если курс движения истории не изменится, то люди по всему миру поте ...