Последние советы старостиСтраница 2
В эти годы Хусейн уже не чувствовал себя прочно на троне. Его сыновья жаждали расширения своих владений. Старший сын султана, Бадиузземан, поднял восстание. Тогда Хусейн вспомнил о старом друге Навои. Алишер во имя мира и народного спокойствия выступил посредником между падишахом и мятежным царевичем.
Но даже мудрость Алишера была бессильна предотвратить междоусобную войну. Поэт называл свою Родину «цитаделью безумия», «темницей мучений». Он скорбел о том, что цветущий Хорасан и трудолюбивый его народ словно «покрылись черной краской», что «султан срывает кровлю со своей страны, как с курятника».
Во время одного из походов, когда Хусейн Байкара был далеко от столицы, его сын Бадиузземан подступил к Герату и осадил его. Султан возложил оборону на наместника Валибека и Алишера.
Последнему на тот момент было уже около шестидесяти лет. Постоянная борьба с врагами и упорный созидательный труд подорвали его здоровье. Все же в опасную для Родины минуту этот согбенный, обычно опиравшийся на палку старец с юношеским рвением заботился об укреплении городских стен и валов. В итоге ему удалось после сорокадневной осады примирить отца и сына.
Это, наверное, было последним добрым поступком Навои.
В декабре 1500 г. он почувствовал себя совсем дурно. Врачевание искусных лекарей не помогло, и 3 января 1501 г. он умер.
По рассказам современников, всеобщее горе охватило Герат. От султана до ремесленника, все скорбели о великом поэте, мыслителе и государственном деятеле. По цветистому выражению летописца, «от криков, поднявшихся к небу, его синева закрылась облаками и на землю потоком полились слезы».
Народ оплакивал одного из лучших сыновей своих. А он жил. Жил и продолжает жить в своих бессмертных творениях…
Полезные статьи:
Особенности положительных героев А.П. Чехова
Бытие чеховских героев изначально материалистично: этот материализм предопределен не убеждениями, а самой реальной жизнью.
А какой видел Чехов реальную жизнь конца века? Он пытался рассказывать маленькие непритязательные истории – и в ег ...
Роль «Фауста» в
культуре эпохи Просвещения. Трагедия Гете «Фауст» как отражение просветительской художественной
мысли и вершина мировой литературы
Гетевский «Фауст» - глубоко национальная драма. Национален уже самый душевный конфликт ее героя, строптивого Фауста, восставшего против прозябания в гнусной немецкой действительности во имя свободы действия и мысли. Таковы были стремления ...
Приемы включения фольклора в литературный текст.
Многочисленные и разнообразные контакты между фольклором, мифологией и литературой приводят не только к взаимопроникновению сюжетов или к заимствованию неизвестных воспринимающей системе изобразительных средств, но подчас и к "вкрапл ...