Разделы


Материалы » Жизненный путь узбекского поэта Алишера Навои » Последние советы старости

Последние советы старости
Страница 1

Аналогии иногда приводят к неверным выводам, и поэтому опасно сравнивать время Навои с эпохой Возрождения на Западе. Но если считать главным и наиболее характерным для Ренессанса стремление к освобождению человеческой личности от крепких пут теологии и религиозного фанатизма, то нечто подобное мы находим в чаяниях и стремлениях культурных деятелей Герата XV века.

Совершенно естественно, что именно ближе к старости, с приобретением ценнейшего жизненного опыта, окончательно выкристаллизовались взгляды Навои как мыслителя, заиграл множеством ослепительных граней алмаз его одаренности.

В своих религиозно-философских высказываниях Навои противоречив. Он посвящает Мухаммеду – «любимцу» мусульманского бога и четверым первым халифам восторженные оды, но как передовой человек своего времени, как мыслитель, он свободен от религиозной нетерпимости своей среды, в нем нет и следа фанатизма. Для него бог не то могущественное существо, которое находится над миром, в каком-то воображаемом пространстве. В понимании Алишера бог есть мир, он воплощен, растворен во всех мировых вещах и явлениях. Все изменения, происходящие вокруг нас, объясняются действием божественной красоты, отражающейся в бесконечном ряде зеркал. Этим размышления Навои схожи с суфийской философией.

Кроме того, Навои утверждает, что нет тела без души, так же как нет души без тела. Согласованность духа и материи происходит при посредстве человеческого мозга. Источником всех знаний, по его мнению, являются наши органы чувств, а весь добытый ими материал перерабатывается разумом.

Крылатым стало изречение Навои: «Пройти мир и остаться несовершенным – это то же, что выйти из бани невымытым».

Сам Навои постоянно совершенствовался, стараясь любые приобретенные знания переработать творчески, и поэтому остался в памяти современников и потомков не только великим поэтом и выдающимся государственным деятелем, но и историком, лингвистом, художником, музыкантом, каллиграфом.

Такое многообразие дарований Алишера Навои отмечали и его современники. В восторженных отзывах, оставленных нам Джами, Бабуром, Мирхондом, Хондемиром, Сам-Мирзой и Даулет-шахом, неизменно подчеркивается богатство интересов Навои. Так, сам-Мирза писал о нем: «Этот великий человек, этот добродетельный ученый не потерял бесполезно ни одной минуты свей жизни, которую он всецело посвятил изучению наук и добрым делам, а также содействию прогрессу науки и, наконец, составлению литературных трудов, которые до конца мира останутся нерушимыми памятниками его славы!»

Кроме «нерушимых памятников славы», Навои создал и научные произведения. К самым известным из них относят: «Спор двух языков», «Собрание утонченных» (литературоведческая работа), «Весы размеров» (по теории аруза), «Муфрадат» (по теории жанра муамма). Кроме этого, он написал трактаты на историческую тематику «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов». Его художественные письма вошли в сборник «Муншаат». К мемуаристике этого выдающегося автора причисляют жизнеописание Джами – «Пятерица смятенных», «Жизнеописание Сайид Хасан Ардашера», «Жизнеописание Пахлаван Мухаммада». Самым последним произведением Навои считается «Махбуб ал-кулуб», написанный в 1500 г. В нем выражены окончательно сформулированные, наивысшие взгляды Навои на общество и политику.

Но, подведя итоги разнообразной деятельности Алишера Навои, стоит все же вернуться к описанию его жизненного пути, чтобы увидеть, каково было его завершение.

Как было сказано выше, Алишер давно уже не принимал непосредственного участия в государственных делах. Но как неустанный защитник народа от насилия и своеволия беков и чиновников, казался слишком опасным его врагам.

Под влиянием дворцовой знати Хусейн резко изменил свое отношение к прежнему другу. В 1487 г. Навои получил строгий приказ отправиться в отдаленную провинцию, в Астрабад, правителем этого края. Это было почетной, но жестокой ссылкой.

В Астрабаде Навои проявил кипучую деятельность. Он заботился о школах и больницах, о бедняках, о благоустройстве города и провинции…

И вновь, в изгнании, писал прекрасные стихи. Это были скорбные газели, в которых изливались чувства поэта, бессильного изменить ход событий и обреченного видеть вокруг себя несправедливость и злобу. Он писал и гневные, обличительные стихи, в которых призывал султана отказаться от недостойной жизни и обратить свои взоры на страдания и нужды народа.

В Астрабаде Навои собрал многие тысячи строк своих газелей в большой сборник, названный им «Чар-диван» («Четыре сборника»).

Но, тоскуя по родному Герату, поэт решился на дерзость и самовольно вернулся в столицу. Султан позволил ему остаться. Алишер получил титул «приближенного его величества», но почти не принимал участия в политике.

Много тяжелых переживаний выпало на долю Навои в этот последний период его жизни. В 1492 г. умер, оплакиваемый поэтом, его большой друг и учитель – Джами.

Страницы: 1 2


Полезные статьи:

Исчезновение
Мотив исчезновения прослеживается и в стихах, и в повести "Старуха". В данной работе мы более детально рассмотрим этот мотив в рассказах Даниила Хармса. Постоянно повторяющиеся исчезновения в рассказах цикла "Случаи", ...

Загадка популярности любовной лирики Ахматовой.
Едва ли не сразу после появления первой книги, а после "Четок" и "Белой стаи" в особенности, стали говорить о "загадке Ахматовой". Сам талант был очевидным, но непривычна, а значит, и неясна была его суть, не ...

Фразеологическая единица. Стилистическое использование фразеологических единиц
Фразеологизм, фразеологическая единица или фразема— устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеолог ...