Разделы


Материалы » Лев Николаевич Толстой » Идейные искания Толстого в конце 50-х —60-х годах.

Идейные искания Толстого в конце 50-х —60-х годах.
Страница 2

Этот эпизод положен в основу рассказа «Люцерн». С негодо­ванием обличает Толстой бесчеловечность так называемого «ци­вилизованного» общества.

Но обличительной силе рассказа противостоит обращение Толстого к «непогрешимому руководителю» — «всемирному ду­ху», к тому, кто все видит, все знает и, быть может, сделал нищего певца без гроша в кармане счастливее его богатых оскорбителей.

Произведения Толстого конца 50-х годов — рассказы «Аль­берт», «Три смерти», роман «Семейное счастье» — были довольно холодно встречены. Они не свидетельствовали об упадке таланта писателя, но ясно указывали на то, что он находился на пере­путье.

Толстой готов перечеркнуть все, что вышло из-под его пера,

он сомневается в общественной значимости своего литературного труда. Но писатель не мог не искать иных форм общественной деятельности. В течение 1859—1862 годов Толстой открывает в Ясной Поляне и ее окрестностях 21 школу для крестьянских детей. Педагогической работой он занимается увлеченно. «Я чув­ствую себя таким довольным и счастливым, как никогда,— пи­шет он,— и только оттого, что работаю с утра до вечера, и ра­бота та самая, которую я люблю». Народное образование, на­ходящееся не в руках правительства, а в руках честных, просве­щенных людей, писатель считает важнейшим средством совер­шенствования общественного устройства. Стремясь глубоко овла­деть школьным делом, Толстой изучал его постановку в России и за границей.

Во время второй заграничной поездки он познакомился и сблизился с Герценом. Взгляды двух великих писателей во мно­гом были различны, и прежде всего в отношении к главному вопросу эпохи — судьбе крестьянства. Но их связывало глубокое взаимное уважение и, более того, любовь друг к другу, горячий патриотизм, непримиримое отношение к буржуазной цивилиза­ции, к существовавшему в России общественному строю, вера в будущее России.

Из-за границы Лев Николаевич вернулся вскоре после «осво­бождения» крестьян. Как и революционные демократы, он резко отрицательно оценил реформу, видя, что она не удовлетворила народных чаяний. «Это совершенно напрасная болтовня»,— писал он Герцену. Однако Толстой и теперь остался противником ре­волюционных методов борьбы.

Осуществление-реформы на местах во многом зависело, по словам Толстого, от произвола «ужасного, грубого и жестокого» дворянства. Писатель согласился стать мировым посредником , чтобы защищать интересы народа. На этом поприще Толстой заслужил любовь крестьян и вызвал негодование дворян. Поме­щики грозили ему расправой, жаловались властям, требовали отстранения его от дела. Царское правительство установило за Толстым тайное наблюдение. В Ясной Поляне был произведен обыск, что вызвало гневный протест писателя против «произвола, насилия и несправедливости».

Обязанности посредника дали возможность Толстому еще ближе познакомиться с жизнью народа в один из самых слож­ных периодов его истории. Может быть, это помогло Толстому вновь обратиться к художественному творчеству. «Я теперь пи­сатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал»,— признавался он в одном из писем. .

В 1862 г. Толстой завершил повесть «Казаки», начатую ещев 1852 г. на Кавказе и основанную на впечатлениях кавказской жизни.

Подъему творческих сил способствовали и счастливые личные обстоятельства: в сентябре 1862 г. Толстой женился на Софье Андреевне Берс, дочери известного московского врача. Толстого захватывают важнейшие вопросы эпохи: о путях разви­тия России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимо­отношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Он обращается к изучению великих исторических событий начала века. Отечественная война 1812 года и восстание декабристов Толстому и его передовым современникам представлялись исто­ками последующего общественного развития России.

Страницы: 1 2 3 4


Полезные статьи:

Выводы
Алишер Навои был первым выдающимся представителем узбекской литературы, открывшим читателю красочный, необычайно образный мир своего народа. Этот мир был запечатлен в немалом наследии поэта и мыслителя – почти 30 поэтических сборниках, кр ...

Трансформация романтической традиции в творчестве различных мастеров
Изучение художественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии всех связей между ним и типологической группой произведений, то есть в системе того или иного художественного направления. Романтические настроения и пере ...

Новый этап реализма (50-е, 60-е годы) и проблема литературного героя.
Эти годы обогатили западно-европейский реалистический роман принципиально новым психологизмом. Реализм в эти годы приходит к своему апогею - к законченности. Необходимо было утвердить собственно человека и развенчать романтического геро ...