Разделы


Материалы » Эволюция французской гуманистической мысли в творчестве Ф. Рабле

Эволюция французской гуманистической мысли в творчестве Ф. Рабле
Страница 5

Феодальному средневековью было незнакомо понятие свобода. Это время свирепствования жесткого принуждения и насилия. Гуманизм отвергал такие общественные категории и боролся за свободу и уважение человека, утверждая, что самое совершенное, что есть на свете – это личность [4, с.26]. Отставляя в сторону нравы средневековья, Рабле рисует свою картину устройства общества – Телемское аббатство, на дверях которого написан единственный принцип жизни телемитов: «Делай, что хочешь». Эта картина утопична, но признать ее абсолютно не приемлемой тоже нельзя. Скорее, это база, начальная информация для построения нового общества – общества свободных людей.

Свои идеалы людей, которые составят это общество, он изображает на надписи у входа в Телемское аббатство. В него не войдут фанатики «монах, готовый словно гот, иль острогот, не мыться целый год, все вы, кто бьет поклоны неустанно», чиновники и судьи «что волка злей, рвут людей последние достатки», ростовщики и люди одержимые алчностью, люди безнравственные «кто вечно пьян и злостью обуян, и старец похотливый». Общество будущего – общество людей здоровых физически « в зданье сим обширном всем, в ком хвори нет, честь, хвала, привет» и нравственно «Все вы, кем завет Христов, от лжи очищен был впервые», т.е. прежде всего сторонники Реформации. В этом монастыре, т.е. в идеальном обществе по Рабле, «обеспечен всем доход такой, чтоб за едой, забавами, игрой…не находил никто причины для кручины». [22, с. 142-143]

Каждому члену монастыря-общества отведены все возможности для разностороннего развития – книгохранилища с полными собраниями различных сочинений, поэтому все жители монастыря владеют пятью-шестью иностранными языками, умеют играть на музыкальных инструментах. Никто не имеет проблем с жильем – у каждого имеются обширные, прекрасно украшенные покои. Для физического развития все желающие могут охотиться с собаками или птицами, играть в мяч, упражняться с оружием и т.д.

Никто не стремиться к наживе, потому что имеет все, что хочет и сколько хочет; к услугам обитателей аббатства услуги штата горничных, портных, ювелиров и т.д., живущих поблизости. Исходя из этих строк, можно говорить, что идеал общества по Рабле – это просвещенное аристократическое общество, в котором все представители социальных низов работают на аристократию.

Поразительно, что в Телемском аббатстве, не знающем иных правил, совершенно отсутствуют ссоры и конфликты. Рабле замечает по этому поводу: «Людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительною силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают их от порока, и сила эта зовется у них честью. Но когда тех же самых людей давят и гнетут подлое насилие и принуждение, они обращают благородный свой пыл, с которым они добровольно устремлялись к добродетели, на то, чтобы сбросить с себя и свернуть ярмо рабства, ибо нас искони влечет к запретному и мы жаждем того, в чем нам отказано» [22, с.147].

В завершении темы хотелось бы сказать, что аристократическое просвещенное–Телемское аббатство – является единым сплоченным коллективом «Если кто-нибудь говорил «Выпьем», то выпивали все, «Пойдемте порезвимся в поле», то шли все». Такое единство коллектива Рабле связывал с полной свободой, царящей в аббатстве: «У людей возникло похвальное желание делать всем то, что хотелось кому-нибудь одному»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Полезные статьи:

Приложения
Приложение I Список членов калининградского союза писателей на 1991 год № Фамилия И.О. Литератур- ный жанр Годы жизни Год принятия в писательскую организацию 1 Бархоленко Алла Федоровна прозаик 10. 01.1933 ...

Раскрытие русского характера в литературоведческих и культурологических работах
Размышления о характере русского народа приводят нас к выводу, что характер народа и характер отдельного человека не имеют прямой корреляции. Народ – соборная, симфоническая личность, поэтому вряд ли возможно в каждом русском человеке обн ...

Экспрессия звука у Б.Л. Пастернака. Судьба и творчество
Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890г. Отец его был известным художником, преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Мать поэта была одаренной пианисткой. Очевидно, что Пастернак рос в атмосфере искусства, с детства ...