Разделы


Материалы » Светила турецкой литературы » Историки, официальные историографы

Историки, официальные историографы
Страница 2

Лютфи (ум. в 1569)

По происхождению албанец (арнаут), этот великий визирь был автором Книги Асафа (Асаф-наме), в которой он сформулировал задачи и обязанности высших государственных сановников.

Саадеддин ходжа эфенди (1536—1599)

Был внуком одного из представителей знати, примкнувших после битвы при Чалдыране к султану Селиму I, у которого он служил на должности ха-физа, и сыном Хасан Джана, личного приближенного того же султана. Сделал карьеру улема сначала в Стамбуле, затем в Бурсе. Назначенный наставником Мурада III (1574—1595), получил титул ходжа эфенди и был осыпан почестями своим бывшим учеником и его преемником Мехмедом III (1595—1603). Перевел на турецкий язык большое количество арабских и персидских трудов, получил признание благодаря Короне историй (Таджут-теварих), которую посвятил Мураду III в 1575 г. Это один из основных литературных памятников эпохи, в котором османская история прослеживается от истоков до кончины Селима I. Произведение написано в высокопарном стиле с большим количеством арабских и персидских заимствований. www.cleverbanks.ru

Селаники Мустафа эфенди (ум. около 1600)

О первых годах его жизни почти ничего не известно, кроме того, что он явился уроженцем Сало-ник. Он оставил хронику, в которой повествуется о событиях с 1563 по 1599 г. Этот труд имеет большое значение, поскольку автор, будучи непосредственным свидетелем излагаемых им фактов, показывает, как деградировали османские власти в конце XVI в. В этом произведении чувствуется критический настрой автора, его нежелание постоянно восхвалять власти.

Мустафа Али (1541—1600)

Этот чиновник, занимавший различные посты в провинции и в столице, является автором универсальной хроники до Мехмеда II, получившей название Суть нового (Кухпулъ-акбар) и написанной по источникам, собранным им между 1593 и 1599 г. Ему также принадлежат книга советов для османских правителей, в которой на небольшом количестве страниц он уместил свои собственные размышления о причинах упадка османской династии, учебник политической риторики и трактат о хороших манерах, предназначенный монарху и его приближенным.

Кочи-бей (ум. к 1650)

Родом из Гемюрджи (Македония), этот османский писатель, автор трактатов по политическим наукам, попал на дворцовую службу в составе «налога кровью», или девширме при Ахмеде I. Советник султана Мурада IV (1623—1640), которого подтолкнул к более жесткому правлению, он в 1630 г. составил для него Рисале, руководство, в котором анализировались причины упадка, которым, по его мнению, страдала Империя, и возможные для исправления положения средства.

Ибрагим Печеви (ок. 1574—1650)

Родившийся в Пече, на юго-западе Венгрии, откуда и его прозвище Печеви, он имел по материнской линии родственные отношения с династией великих визирей Соколу. Он автор османской хроники, охватывающей период от восшествия на престол Сулеймана Великолепного в 1520 г. до кончины Му-рада IV в 1640 г. Хотя и компиляция, этот труд содержит в себе богатый материал из первых рук, собранный по устным рассказам высокопоставленных сановников Порты и рассказывающий о событиях, происходивших на его глазах. К тому же, автор использует европейские источники, в частности венгерские — Иштванфи и Хелтаи.

Хусейн Хезарфен (ум. в 1671 или 1691)

Хезарфен, имя которого означает «увлеченный тысячью искусств», обладал обширными познаниями в медицине, литературе, греческом языке и иврите. Завершив учебу в Стамбуле, он назначается на должность казначея, ответственного за кассовый реестр государства. Затем он отдается профессии писателя и учителя. В 1669 г. пишет трактат, на тему государственного устройства империи, а через четыре года — Всеобщую историю, где впервые уделено внимание истории Греции, Рима и Византии. Он представляется первым из видных османов, кто имел обширные культурные связи с европейцами. Он поддерживает дружеские отношения с французским востоковедом Антуаном Галланом (1646—1715), переводчиком Тысячи и одной уьочщ и с итальянцем-османистом Луиджи Фердинандо Марсильи (1658—1730), которому он позволял пользоваться своей богатейшей библиотекой.

Найма (1655-1716)

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Средство для великой цели
.Какое лекарство слишком невкусно для умирающего? Какой низости ты бы не сделал для того, чтобы всю низость уничтожить? Если б ты мог, наконец, этот мир изменить, Разве ты пожалел бы себя? .В грязь погрузись, обнимай палач, но из ...

Американская мечта в романе Ф.С.Аицджеральда "Великий Гэтсби"
"Американская мечта" - это мечта о земном святилище для "человека- одиночки": в Америке, в этой стране всеобщего равенства рядовому человеку не закрыт путь на самые верхние ступени общественной лестницы. Согласно эссе ...

Вывод
Нет смысла лишний раз доказывать нужность актуальной публицистической поэзии, - это давно доказала сама история нашей литературы, от «Слова о полку Игореве» до вершин лирики В. Маяковского, - и подчеркнем, что Роберт Рождественский много ...