Историки, официальные историографыСтраница 2
Лютфи (ум. в 1569)
По происхождению албанец (арнаут), этот великий визирь был автором Книги Асафа (Асаф-наме), в которой он сформулировал задачи и обязанности высших государственных сановников.
Саадеддин ходжа эфенди (1536—1599)
Был внуком одного из представителей знати, примкнувших после битвы при Чалдыране к султану Селиму I, у которого он служил на должности ха-физа, и сыном Хасан Джана, личного приближенного того же султана. Сделал карьеру улема сначала в Стамбуле, затем в Бурсе. Назначенный наставником Мурада III (1574—1595), получил титул ходжа эфенди и был осыпан почестями своим бывшим учеником и его преемником Мехмедом III (1595—1603). Перевел на турецкий язык большое количество арабских и персидских трудов, получил признание благодаря Короне историй (Таджут-теварих), которую посвятил Мураду III в 1575 г. Это один из основных литературных памятников эпохи, в котором османская история прослеживается от истоков до кончины Селима I. Произведение написано в высокопарном стиле с большим количеством арабских и персидских заимствований.
Селаники Мустафа эфенди (ум. около 1600)
О первых годах его жизни почти ничего не известно, кроме того, что он явился уроженцем Сало-ник. Он оставил хронику, в которой повествуется о событиях с 1563 по 1599 г. Этот труд имеет большое значение, поскольку автор, будучи непосредственным свидетелем излагаемых им фактов, показывает, как деградировали османские власти в конце XVI в. В этом произведении чувствуется критический настрой автора, его нежелание постоянно восхвалять власти.
Мустафа Али (1541—1600)
Этот чиновник, занимавший различные посты в провинции и в столице, является автором универсальной хроники до Мехмеда II, получившей название Суть нового (Кухпулъ-акбар) и написанной по источникам, собранным им между 1593 и 1599 г. Ему также принадлежат книга советов для османских правителей, в которой на небольшом количестве страниц он уместил свои собственные размышления о причинах упадка османской династии, учебник политической риторики и трактат о хороших манерах, предназначенный монарху и его приближенным.
Кочи-бей (ум. к 1650)
Родом из Гемюрджи (Македония), этот османский писатель, автор трактатов по политическим наукам, попал на дворцовую службу в составе «налога кровью», или девширме при Ахмеде I. Советник султана Мурада IV (1623—1640), которого подтолкнул к более жесткому правлению, он в 1630 г. составил для него Рисале, руководство, в котором анализировались причины упадка, которым, по его мнению, страдала Империя, и возможные для исправления положения средства.
Ибрагим Печеви (ок. 1574—1650)
Родившийся в Пече, на юго-западе Венгрии, откуда и его прозвище Печеви, он имел по материнской линии родственные отношения с династией великих визирей Соколу. Он автор османской хроники, охватывающей период от восшествия на престол Сулеймана Великолепного в 1520 г. до кончины Му-рада IV в 1640 г. Хотя и компиляция, этот труд содержит в себе богатый материал из первых рук, собранный по устным рассказам высокопоставленных сановников Порты и рассказывающий о событиях, происходивших на его глазах. К тому же, автор использует европейские источники, в частности венгерские — Иштванфи и Хелтаи.
Хусейн Хезарфен (ум. в 1671 или 1691)
Хезарфен, имя которого означает «увлеченный тысячью искусств», обладал обширными познаниями в медицине, литературе, греческом языке и иврите. Завершив учебу в Стамбуле, он назначается на должность казначея, ответственного за кассовый реестр государства. Затем он отдается профессии писателя и учителя. В 1669 г. пишет трактат, на тему государственного устройства империи, а через четыре года — Всеобщую историю, где впервые уделено внимание истории Греции, Рима и Византии. Он представляется первым из видных османов, кто имел обширные культурные связи с европейцами. Он поддерживает дружеские отношения с французским востоковедом Антуаном Галланом (1646—1715), переводчиком Тысячи и одной уьочщ и с итальянцем-османистом Луиджи Фердинандо Марсильи (1658—1730), которому он позволял пользоваться своей богатейшей библиотекой.
Найма (1655-1716)
Полезные статьи:
Хлебников и слово.
Для так называемой новой поэзии, особенно для символистов, слово – материал для писания стихов (выражения чувств и мыслей), материал, строение, сопротивление, обработка которого были неизвестны. Материал бессознательно ощупывался от случа ...
Сюжетно психологическая коллизия душевного беспокойства и потребности в
деятельности (в романе «Дворянское гнездо» и «Утраченные иллюзии»)
В романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» проводится мысль об определяющем значении для человека сознания им своего общественного долга перед жизнью, перед людьми. Отражено столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взгляд ...
Тютчевская ночь.
С дисгармонией у Тютчева ассоциируется картина ночи – «на мир дневной спустилася завеса». Тема ночи – одна из центральных и сквозных тем всего поэтического творчества Ф.И.Тютчева. Ночь – воплощение дисгармоничного начала, дисбаланса всел ...