Разделы


Материалы » Радищев Александр Николаевич

Радищев Александр Николаевич
Страница 1

Радищев Александр Николаевич (20августа 1749, Москва -12 сентября 1802, Петербург) – русский революционер, писатель, философ-материалист.

Родился в богатой дворянской семье. Детские годы провел в подмосковном имении отца с. Немцова, а затем в верхнем Аблязове (пензенской губернии). Начальное образование получил дома, под руководством отца. Грамоте научил приставленный к нему дядька, крепостной Петр Мамонтов. Запомнилась на всю жизнь нянюшка Прасковья Климентьева. С 1756 Радищев живет в Москве, в семье родственника М.Ф. Аргамаков, с детьми которого занимается на дому с преподавателями и профессорами только что открытого первого русского университета (1775). В 1762, после переворота, на престол вступила Екатерина 2. Во время коронационных празднеств в Москве в том же году Радищев вместе с другими дворянскими юношами был определен в пажеский корпус. До 1776 Радищев прожил в столице, учась в корпусе и выполняя обязанности пажа при Екатерине, дежуря в царском дворце. Желая заполнить судебные учреждения образованными юристами, Екатерина решила отправить в Лейпцигский университет наиболее отличившихся пажей. Радищев вместе со своими товарищем Алексеем Кутузовым оказался в их числе. В Лейпцигском университете Радищев пробыл пять лет – с 1766 по осень 1771. Действуя по собственному произволению, Радищев занимался не только на юридическом факультете, но и изучал литературу, естественные науки, медицину. Университет дал ему отличные знания, помогло овладеть в совершенстве несколькими иностранными языками. Но как не важны приобретаемые знания, воспитывают человека, по Радищеву, обстоятельства его жизни. А жили русские студенты в чудовищных условиях, под надзором начальника русской колонии невежественного, жадного и деспотичного майора Бохума. Чем больше притеснял студентов Бохум, тем яснее понимали они, что их мучитель поступал так не по причине дурного характера, а в силу данной ему власти, сделавшей его во всем подобным правителям народов, самовластным государям.

Студенты доведенные до крайности, подняли бунт, во главе которого стал старший студент Федор Ушаков. Ненавистник рабства, свободолюбец, Ушаков делал блестящую карьеру в Петербурге. Но, увлеченный философией, он бросил службу и вместе с молодыми людьми уехал в Лейпциг. Человек большого самобытного ума и таланта, твердой воли и непреклонного чувства, он завоевал уважение и любовь своих товарищей, заняв место идейного вождя в русской колонии. Бунт против бокума дал свои результаты: улучшились условия жизни, студенты стали чувствовать себя свободнее и с того времени жили… почти как ему неподвластные. Радищев же сделал важный вывод для себя: насилию, неправде, самодержавному гнету надо противиться. Только сопротивляясь, только бесстрашно борясь против деспотической власти, человек может добиться победы и сохранить себя как личность, отстоять свою свободу и достоинство. Вот почему бунт против Бохума для Радищева – одна из знаменитейших эпох жизни

Живя в Лейпциге, русские студенты не теряли связей с родиной. Они внимательно следили за работой комиссии по составлению нового уложения (законов), которая заседала с 1767. Демократические депутаты, споря с дворянскими идеологами, ставили вопрос об ограничении прав помещиков, о смягчении рабства. Они читали сочинения первых русских просветителей – Я. Ковельского философические предложения, сатирический журнал Н. Новикова « трутень», в котором обличались помещики – крепостники, защищались крепостные крестьяне, развертывалась смелая полемика Новикова с самой Екатериной - автором статей в журнале « всякая всячина». Помимо посещений лекций в университете, русские студенты приобретали широкие знания в домашних занятиях, которые проходили под руководством Ушакова. Он считал, что нельзя ограничиваться науками, преподававшиеся в университете. Изучая философию, он стремился иметь понятие и о других частях учености. Так началось знакомство с философией и литературой французского просвещения, с сочинениями русо и Гельвеция, Мабли и Дидро. На этих занятиях по словам Радищева, он начинал учиться мыслить. Жизнь Радищева в Лейпциге проходила в напряженном идейном развитии, в активной подготовке к исполнению своего долга по возвращении на родину. На кануне окончания срока обучения Радищеву суждено было пережить большое горе: умер его друг и «учитель, по крайней мере в твердости»- Ф. Ушаков.

В конце ноября 1771 Радищев со своими друзьями – Кутузовым и Рубановским- вернулись в Россию. В декабре они уже были назначены протоколистами в сенат. В обязанности протоколиста входило составление экстрактов (краткого извлечения) всех разбившихся там дел по челобитным (жалобам) и подготовка проектов решения. Работа эта требовала знаний юриспруденции и русского законодательства. В свое время Радищев, по обязанности пажа бывая во дворце, видел Екатеринское правление с его парадной стороны. Теперь сенат открыл ему крепостную Россию с черного хода - без прикрас, какой она была в действительности: с деспотизмом помещиков, бесправием крестьян, с безнаказанными действиями крупных чиновников государств, бравших взятки, обворовывавших казну, торговавших интересами отечества. Служба в сенате - учреждении, призванном следить за исполнением законов, - убеждала Радищева, что искать правду в самодержавном государстве - дело безнадежное.

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Анализ стихотворения «Детям ХХ века»
В стихотворении «Детям ХХ века» Анна Волкова показывает некое «преобладание» машин над людьми, падение души и замыкание в себе. Она призывает людей восхищаться природой, быть отзывчивым, бескорыстным и делающим приятное другому. Темой да ...

Черты традиционного и модернистского романа в произведении Германа Гессе “Степной волк”. Черты модернизма в романе “Степной волк”
1. В центре стоит не традиционный герой, а больной, запуганный, разрываемый в разные стороны человек. Гарри Галлер принадлежит к поколению, жизнь которого пришлась на период “между двумя эпохами”. Он воспринимает свое время как эпоху глу ...

Внутриличностный конфликт Раскольникова
"Чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством" (64, с.684) , нараставшее в Раскольникове задолго до преступления, – вот главный внутренний корень его преступления и одновременно общая жизненная проблема, стоявшая пере ...