Разделы


Материалы » Любовь и ее загадка

Любовь и ее загадка
Страница 2

Сделаем вывод: вовсе не неразделенная любовь является причиной произошедшей перед нашим взором трагедии — а отсутствующая, почти полностью отсутствующая любовь.

Любовь — не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчество и внутренней свободы. Подлинная любовь редка ещё и потому, что многие не готовы к ней и даже боятся её, ибо она требует «живой души», самоотверженности, готовности к поступку, тревоге и заботе.

Но разве не такой пример любви мы видим в драме норвежского писателя Генрика Ибсена «Кукольный дом»? Драматург, не скупясь, показывает примеры взаимной заботы и более сильного желания дарить, чем получать. Английский писатель Льюис, исследуя любовь, разделил ее на любовь-дар и любовь-нужду. Любовь-дар — это чувство, которое испытывает мать к ребенку, а любовь-нужда — то, что испытывает испуганный ребенок, бегущей к матери. И любовь-дар выше несопоставимо любви-нужды, потому что ничего ей не надо — она хочет лишь одарять любимого.

В согласии с этим законом, кажется, действуют герои драмы Ибсена. Адвокат Хельмер не только много работает, чтобы обеспечить своей семье материальный достаток, но и не забывает оказывать внимание своей милой и очаровательной жене, проявляя к ней неподдельную ласку и не сердясь за нее за кажущееся мотовство. И Нора думает прежде всего о других: так, она заботится, чтобы у всех членов семьи были подарки к Рождеству, сама же при этом готова остаться без гостинца. Но это настоящие мелочи по сравнению с поступком, который Норе пришлось совершить несколько лет назад: спасая жизнь Хельмера, она решилась на по-настоящему мужественный поступок, сумев раздобыть необходимые деньги на его лечение.

Вот прекрасный образец любви и самоотверженности, можем воскликнуть мы!

Но почему же тогда в один прекрасный день эта семейная идиллия рушится? «Потому что я увидела, что ты не тот, за кого себя выдаешь», — отвечает Нора. — «Ты не судишь и не говоришь как человек, на которого я могла бы положиться».

Так уж вышло, что, совершая тот самый мужественный поступок, она допустила незначительный со своей точки зрения проступок — но который, как потом оказалось, — общество называет мерзким словом «подлог». Геройство Норы, спасшей мужа и не омрачившей последние дни жизни отца, вдруг превратилось в преступление, грозящее бесчестьем не только ей самой, но и мужу.

Будучи твердо уверенной в том, что, когда все раскроется, Хельмер из любви к ней возьмет всю ее вину на себя, Нора в момент катастрофы прозревает: ничего этого не будет. Хельмер боится не за нее, а за себя.

Но разве это любовь?

Прозревшей Норе вдруг становится понятно: то, что ей прежде казалось выражением любви, было лишь забавой. Сначала отец, а потом и муж относились к ней как милой и очаровательной — но кукле!

А разве человеку хватит «кукольной» любви?

Мы должны признать: любовь – это не только внимание и забота, но еще и заинтересованность в жизни и в развитии того, что мы любим. Где нет последнего, там нет и любви. Настоящая любовь подразумевает ответственность за того, кого мы любим. Но ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было еще одного важного компонента любви — уважения, которое означает способность видеть человека таким, каков он есть, и принимать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть.

Понимая это, Нора решается на новый, гораздо более ответственный и мужественный поступок. «Я думаю, что прежде всего я человек . или, по крайней мере, должна постараться стать человеком» — уверена она. Но чтобы найти настоящую себя, достойную не только снисходительной ласки, но и уважения, ей неизбежно придется потерять кукольный дом и кукольный брак .

Что же такое любовь? Говорят, один начинающий поэт однажды ночью позвонил своему другу и с гордостью объявил ему, что только что закончил поэму о любви. «И что она?» — спросил заспанный друг. «В ней я полностью раскрыл тему!» — с гордостью заявил горе-поэт.

Я не хочу повторять его ошибку. Может быть, загадка любви тем и прекрасна, что сколько ни пытайся разгадать ее, в ней всегда найдется место новым чудесам и ошеломляющим открытиям .

Страницы: 1 2 


Полезные статьи:

Эстетические идеи О. Уайльда. Сборник «Замыслы»
Дальнейшее развитие теория эстетизма О.Уайльда находит в его сборнике «Замыслы», в который входят такие известные трактаты как: «Упадок искусства лжи», «Карандаш, перо, отрава» «Критик как художник». В этом сборнике Уайльд провозглашал в ...

Русский футуризм.
Кризис символизма вызвал появление акмеизма и футуризма. Дискуссии в редакции “Аполлона” выдвигали новые задачи. Если Брюсов защищал автономность поэзии, то молодые поэты утверждали, что искусство нуждается в сверхзадаче. Сразу же определ ...

Тема Ватерлоо у Стендаля и Теккерея.
Стендаль : Сцена сражения при Ватерлоо – особое значение в «Пармской обители». На первый взгляд кажется, что это всего лишь вставной эпизод, но он имеет решающее значение для последующего хода сюжета романа. Описание битвы в «Пармской об ...