Разделы


Материалы » Любовь и ее загадка

Любовь и ее загадка
Страница 2

Сделаем вывод: вовсе не неразделенная любовь является причиной произошедшей перед нашим взором трагедии — а отсутствующая, почти полностью отсутствующая любовь.

Любовь — не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчество и внутренней свободы. Подлинная любовь редка ещё и потому, что многие не готовы к ней и даже боятся её, ибо она требует «живой души», самоотверженности, готовности к поступку, тревоге и заботе.

Но разве не такой пример любви мы видим в драме норвежского писателя Генрика Ибсена «Кукольный дом»? Драматург, не скупясь, показывает примеры взаимной заботы и более сильного желания дарить, чем получать. Английский писатель Льюис, исследуя любовь, разделил ее на любовь-дар и любовь-нужду. Любовь-дар — это чувство, которое испытывает мать к ребенку, а любовь-нужда — то, что испытывает испуганный ребенок, бегущей к матери. И любовь-дар выше несопоставимо любви-нужды, потому что ничего ей не надо — она хочет лишь одарять любимого.

В согласии с этим законом, кажется, действуют герои драмы Ибсена. Адвокат Хельмер не только много работает, чтобы обеспечить своей семье материальный достаток, но и не забывает оказывать внимание своей милой и очаровательной жене, проявляя к ней неподдельную ласку и не сердясь за нее за кажущееся мотовство. И Нора думает прежде всего о других: так, она заботится, чтобы у всех членов семьи были подарки к Рождеству, сама же при этом готова остаться без гостинца. Но это настоящие мелочи по сравнению с поступком, который Норе пришлось совершить несколько лет назад: спасая жизнь Хельмера, она решилась на по-настоящему мужественный поступок, сумев раздобыть необходимые деньги на его лечение.

Вот прекрасный образец любви и самоотверженности, можем воскликнуть мы!

Но почему же тогда в один прекрасный день эта семейная идиллия рушится? «Потому что я увидела, что ты не тот, за кого себя выдаешь», — отвечает Нора. — «Ты не судишь и не говоришь как человек, на которого я могла бы положиться».

Так уж вышло, что, совершая тот самый мужественный поступок, она допустила незначительный со своей точки зрения проступок — но который, как потом оказалось, — общество называет мерзким словом «подлог». Геройство Норы, спасшей мужа и не омрачившей последние дни жизни отца, вдруг превратилось в преступление, грозящее бесчестьем не только ей самой, но и мужу.

Будучи твердо уверенной в том, что, когда все раскроется, Хельмер из любви к ней возьмет всю ее вину на себя, Нора в момент катастрофы прозревает: ничего этого не будет. Хельмер боится не за нее, а за себя.

Но разве это любовь?

Прозревшей Норе вдруг становится понятно: то, что ей прежде казалось выражением любви, было лишь забавой. Сначала отец, а потом и муж относились к ней как милой и очаровательной — но кукле!

А разве человеку хватит «кукольной» любви?

Мы должны признать: любовь – это не только внимание и забота, но еще и заинтересованность в жизни и в развитии того, что мы любим. Где нет последнего, там нет и любви. Настоящая любовь подразумевает ответственность за того, кого мы любим. Но ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было еще одного важного компонента любви — уважения, которое означает способность видеть человека таким, каков он есть, и принимать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть.

Понимая это, Нора решается на новый, гораздо более ответственный и мужественный поступок. «Я думаю, что прежде всего я человек . или, по крайней мере, должна постараться стать человеком» — уверена она. Но чтобы найти настоящую себя, достойную не только снисходительной ласки, но и уважения, ей неизбежно придется потерять кукольный дом и кукольный брак .

Что же такое любовь? Говорят, один начинающий поэт однажды ночью позвонил своему другу и с гордостью объявил ему, что только что закончил поэму о любви. «И что она?» — спросил заспанный друг. «В ней я полностью раскрыл тему!» — с гордостью заявил горе-поэт.

Я не хочу повторять его ошибку. Может быть, загадка любви тем и прекрасна, что сколько ни пытайся разгадать ее, в ней всегда найдется место новым чудесам и ошеломляющим открытиям .

Страницы: 1 2 


Полезные статьи:

Разновидности детективного жанра.
В истории детектива можно выделить три жанровых разновидности. Первой хронологически был аналитический детектив, связанный непосредственно с гениальными умами Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Это английский детектив — его особен ...

Сюжетно психологическая коллизия душевного беспокойства и потребности в деятельности (в романе «Дворянское гнездо» и «Утраченные иллюзии»)
В романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» проводится мысль об определяющем значении для человека сознания им своего общественного долга перед жизнью, перед людьми. Отражено столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взгляд ...

Литературные переводы произведений Байрона
Ты не сгинешь одиноким, Будучи в лице другом, По чертам своим высоким Свету целому знаком. Жребий твой от всех отличен, Горевать причины нет: Ты был горд и необычен В дни падений и побед, Счастья отпрыск настоящий, Знаменитых дед ...