Первостепенные русские поэты.
ХIХ век подарил русской литературе выдающихся ярких художников слова. Среди этих величайших литературных дарований эпохи переворотов, восстаний и революций выделяется, несомненно, гений Пушкина, с его разгулом на пиру жизни, лирически изнывающий от любовной тоски, изобличающий и бичующий жестокость и несправедливость современного ему общества.
Невозможно сколько-нибудь полно охарактеризовать литературный процесс ХIХ века, не рассматривая творчество другого не менее замечательного и не менее значительного поэта России – М.Ю.Лермонтова, ясного и загадочного одновременно, мучительно ищущего идеал любви, добра и красоты, поэта трагического мироощущения, поэзия которого есть полное художественное выражение психологии людей 30-х годов. Как неподражаемо обрисовал красоту Малороссийского быта и серую среду Петербурга Н.В.Гоголь! Его проза – смесь реалистического, юмористического и романтического, бичующая современное писателю русское общество с его пошлостью, низостью и поражающей любую нравственно здоровую личность необыкновенной узостью взглядов и злостной корыстью интересов.
Непостижимо метко и высоко писал Ф.И.Тютчев. Поэзия Ф.И.Тютчева еще при его жизни не находилась на пике популярности, а идеи произведений, выходивших из-под его пера и натурфилософские взгляды вызывали полемику среди общества известных литераторов ХIХ века, таких как Н.А.Добролюбов, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.Некрасов и пр.
Но позже, в ХХ веке, его стихи, изобилующие образами, явились праистоком творчества многих символистов. Например, А.Блока увлекал поэтический мир Тютчева как царство романтических идеалов светлой гармонии и юной женственности. В систему символизма А.Блок включал отдельные Тютчевские образы из мира природы. Близкий Тютчеву образ весны пополнил его галерею символов вечной женственности. И вообще, в романтизме Тютчева он находил на первом этапе своего творчества опору для оптимистических настроений и надежду.
Что же касается вопроса об объеме поэтического творчества Ф.И.Тютчева, то следует заметить, что Тютчев до глубокой старости сохранял интерес к политической обстановке в стране и за ее пределами. Он пишет статьи политического толка («Россия и революция»), «несмотря на тяжесть утрат близких и друзей, несмотря на болезни, одолевавшие поэта, он продолжает интересоваться международной обстановкой, внутренними делами России, общаться с людьми…»[6]. В публицистических статьях Тютчев противопоставлял самодержавную и православную Россию революционному и “безбожному” Западу, в политической лирике (“Море и утес” 1848, и др.) Тютчев пропагандировал идеи панславизма. Пишет так называемые Тургеневым стихотворения о «человеческих страстях» - его поэзия изобилует любовной лирикой («Я встретил Вас…», «Люблю глаза твои, мой друг…» и др.), множество лирических излияний носят общефилософский характер. Как заметил Дудышкин, «мир исторический также не чужд г-ну Тютчеву».[7] Но большая часть стихов посвящена Тютчевым природе, ее красоте, очарованию, «безлюдью ночному», ее «блеску и движенью, грохоту и грому», «лучезарным вечерам», «зарницам огневым», «полям и дальним лесам», магическому притяжению духа ночи…
Полезные статьи:
М. В. Ломоносов (1711 — 1765)
«С Ломоносова начинается наша литература . он был ее отцом, ее Петром Великим». Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В. Г. Белинский.
«Архангельский мужик», первый из деятелей ру ...
Условия типа «тургеневской женщины» в романах «Отцы и дети» и «Дым»
Тургеневских героинь – Наталью Ласунскую, Лизу Калитину, Елену Стахову, – по сложившейся в литературоведении традиции, принято относить к типу «тургеневской женщины», который развивает пушкинскую традицию «идеального» женского типа[12]. П ...
Готический роман в историческом аспекте. Готическое искусство. Истоки и эволюция.
Термин «готика» (от фр. gotique — «готский», по названию германского племени готов) возник в эпоху Возрождения. Преимущественно он употреблялся для обозначения художественного стиля, завершившего развитие средневекового искусства в Западн ...
