Разделы


Материалы » Тема ночи в поэзии Ф.И. Тютчева » Первостепенные русские поэты.

Первостепенные русские поэты.

ХIХ век подарил русской литературе выдающихся ярких художников слова. Среди этих величайших литературных дарований эпохи переворотов, восстаний и революций выделяется, несомненно, гений Пушкина, с его разгулом на пиру жизни, лирически изнывающий от любовной тоски, изобличающий и бичующий жестокость и несправедливость современного ему общества.

Невозможно сколько-нибудь полно охарактеризовать литературный процесс ХIХ века, не рассматривая творчество другого не менее замечательного и не менее значительного поэта России – М.Ю.Лермонтова, ясного и загадочного одновременно, мучительно ищущего идеал любви, добра и красоты, поэта трагического мироощущения, поэзия которого есть полное художественное выражение психологии людей 30-х годов. Как неподражаемо обрисовал красоту Малороссийского быта и серую среду Петербурга Н.В.Гоголь! Его проза – смесь реалистического, юмористического и романтического, бичующая современное писателю русское общество с его пошлостью, низостью и поражающей любую нравственно здоровую личность необыкновенной узостью взглядов и злостной корыстью интересов.

Непостижимо метко и высоко писал Ф.И.Тютчев. Поэзия Ф.И.Тютчева еще при его жизни не находилась на пике популярности, а идеи произведений, выходивших из-под его пера и натурфилософские взгляды вызывали полемику среди общества известных литераторов ХIХ века, таких как Н.А.Добролюбов, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.Некрасов и пр.

Но позже, в ХХ веке, его стихи, изобилующие образами, явились праистоком творчества многих символистов. Например, А.Блока увлекал поэтический мир Тютчева как царство романтических идеалов светлой гармонии и юной женственности. В систему символизма А.Блок включал отдельные Тютчевские образы из мира природы. Близкий Тютчеву образ весны пополнил его галерею символов вечной женственности. И вообще, в романтизме Тютчева он находил на первом этапе своего творчества опору для оптимистических настроений и надежду.

Что же касается вопроса об объеме поэтического творчества Ф.И.Тютчева, то следует заметить, что Тютчев до глубокой старости сохранял интерес к политической обстановке в стране и за ее пределами. Он пишет статьи политического толка («Россия и революция»), «несмотря на тяжесть утрат близких и друзей, несмотря на болезни, одолевавшие поэта, он продолжает интересоваться международной обстановкой, внутренними делами России, общаться с людьми…»[6]. В публицистических статьях Тютчев противопоставлял самодержавную и православную Россию революционному и “безбожному” Западу, в политической лирике (“Море и утес” 1848, и др.) Тютчев пропагандировал идеи панславизма. Пишет так называемые Тургеневым стихотворения о «человеческих страстях» - его поэзия изобилует любовной лирикой («Я встретил Вас…», «Люблю глаза твои, мой друг…» и др.), множество лирических излияний носят общефилософский характер. Как заметил Дудышкин, «мир исторический также не чужд г-ну Тютчеву».[7] Но большая часть стихов посвящена Тютчевым природе, ее красоте, очарованию, «безлюдью ночному», ее «блеску и движенью, грохоту и грому», «лучезарным вечерам», «зарницам огневым», «полям и дальним лесам», магическому притяжению духа ночи…


Полезные статьи:

Обзор степени изученности данной темы, применительно к творчеству Ф. Амирхана
Произведения Амирхана завоевали большую популярность среди литературной общественности того времени. О Ф.Амирхане с большим уважением писали Г.Тукай, Г.Ибрагимов, Г.Камал и другие признанные деятели татарской литературы. Известно также, ч ...

But there is no water
Общее ощущение трагизма усиливается в сознании читателя благодаря непрерывным повторениям одних и тех же слов. Так слово “rock” возникает в первой части главы девять раз, слово “water” – десять. Кроме того, Элиот воздействует на подсознан ...

Внетекстовое художественное пространство и время в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Художественные функции пространственно-временных образов в эпиграфе ко всему роману "Капита
В романе "Капитанская дочка" проявилась типичная черта пушкинской прозы - ее последовательский, аналитический характер. В этом произведении Пушкин выступает и как историк, и как художник-мыслитель, творчески осмысливающий и худо ...