Разделы


Материалы » Тема ночи в поэзии Ф.И. Тютчева » Первостепенные русские поэты.

Первостепенные русские поэты.

ХIХ век подарил русской литературе выдающихся ярких художников слова. Среди этих величайших литературных дарований эпохи переворотов, восстаний и революций выделяется, несомненно, гений Пушкина, с его разгулом на пиру жизни, лирически изнывающий от любовной тоски, изобличающий и бичующий жестокость и несправедливость современного ему общества.

Невозможно сколько-нибудь полно охарактеризовать литературный процесс ХIХ века, не рассматривая творчество другого не менее замечательного и не менее значительного поэта России – М.Ю.Лермонтова, ясного и загадочного одновременно, мучительно ищущего идеал любви, добра и красоты, поэта трагического мироощущения, поэзия которого есть полное художественное выражение психологии людей 30-х годов. Как неподражаемо обрисовал красоту Малороссийского быта и серую среду Петербурга Н.В.Гоголь! Его проза – смесь реалистического, юмористического и романтического, бичующая современное писателю русское общество с его пошлостью, низостью и поражающей любую нравственно здоровую личность необыкновенной узостью взглядов и злостной корыстью интересов.

Непостижимо метко и высоко писал Ф.И.Тютчев. Поэзия Ф.И.Тютчева еще при его жизни не находилась на пике популярности, а идеи произведений, выходивших из-под его пера и натурфилософские взгляды вызывали полемику среди общества известных литераторов ХIХ века, таких как Н.А.Добролюбов, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.Некрасов и пр.

Но позже, в ХХ веке, его стихи, изобилующие образами, явились праистоком творчества многих символистов. Например, А.Блока увлекал поэтический мир Тютчева как царство романтических идеалов светлой гармонии и юной женственности. В систему символизма А.Блок включал отдельные Тютчевские образы из мира природы. Близкий Тютчеву образ весны пополнил его галерею символов вечной женственности. И вообще, в романтизме Тютчева он находил на первом этапе своего творчества опору для оптимистических настроений и надежду.

Что же касается вопроса об объеме поэтического творчества Ф.И.Тютчева, то следует заметить, что Тютчев до глубокой старости сохранял интерес к политической обстановке в стране и за ее пределами. Он пишет статьи политического толка («Россия и революция»), «несмотря на тяжесть утрат близких и друзей, несмотря на болезни, одолевавшие поэта, он продолжает интересоваться международной обстановкой, внутренними делами России, общаться с людьми…»[6]. В публицистических статьях Тютчев противопоставлял самодержавную и православную Россию революционному и “безбожному” Западу, в политической лирике (“Море и утес” 1848, и др.) Тютчев пропагандировал идеи панславизма. Пишет так называемые Тургеневым стихотворения о «человеческих страстях» - его поэзия изобилует любовной лирикой («Я встретил Вас…», «Люблю глаза твои, мой друг…» и др.), множество лирических излияний носят общефилософский характер. Как заметил Дудышкин, «мир исторический также не чужд г-ну Тютчеву».[7] Но большая часть стихов посвящена Тютчевым природе, ее красоте, очарованию, «безлюдью ночному», ее «блеску и движенью, грохоту и грому», «лучезарным вечерам», «зарницам огневым», «полям и дальним лесам», магическому притяжению духа ночи…


Полезные статьи:

Огненная проповедь/ The Fire Sermon
Глава третья, озаглавленная “The Fire Sermon”, на первый взгляд лишь повторяет все то, о чем повествователь, правда, на языке иных метафорических образов, говорил в главе “Игра в шахматы”: чувственность человека есть причина его опустошен ...

Родину можно унести с собой
Не заколачивай в стену гвоздя, Сбрось пиджак прямо на стул. Зачем делать запасы на несколько дней? Ведь ты завтра вернешься домой. Незачем саженец поливать. Стоит ли здесь выращивать дерево? Оно до ступеньки не дорастет, А ты уже ...

Почему Гоголь сжег дневник
Та же Екатерина Александровна Хитрово однажды заметила Гоголю, почему бы ему не писать записок своих. Он ответил: "Я как-то писал, но, бывши болен, сжег. Будь я более обыкновенный человек, я бы оставил; а то бы это непременно выдали, ...