Разделы


Материалы » Исследование метафоры в творчестве Есенина

Исследование метафоры в творчестве Есенина
Страница 2

.

1. Вертикальная часть здания, помещения .

2.

перен.

В сражении, в кулачном бою: тесно сомкнутый ряд людей;

Провалиться

.

1. Упасть в какое-нибудь отверстие .

2.перен

. Пропасть, исчезнуть ( прост )

.

Образной называется метафора, создающая зрительное впечатление об обозначаемом и имеющая экспрессивно -оценочное значение:

Звезда

.

1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.

2. перен

. О деятеле искусства, науки, о спортсмене: знаменитость;

Крест .

1. Фигура из двух пересекающихся под углом линий.

2. перен

. Страдания, испытания ( устар. )

Изобразительность метафорических именований основывается на применении сформированного образа одних предметов к другим: образ змеи - к человеку, цвет зеленый - к молодости, образ игры в бирюльки - к жизни. ( заниматься пустяками ).

Частным случаем образной метафоры является эмоциональная метафора. Для ее возникновения достаточно лишь субъективно - эмоционального сходства явлений:

Мычать.

1.

Издавать звуки, кричать ( о корове, быке ).

2.

перен

. Невнятно говорить,

издавать нечленораздельные звуки ( разг.)

;

История

.

1. Действительность в ее развитии, движении.

2. перен

. Происшествие, преимущественно неприятное, скандал.

Существует также стертая метафора, которая утратила семантические мотивированные связи значений:

Пачка

.

1. Несколько однородных предметов, сложенных, упакованных

вместе. Пачка папирос.

2. Часть костюма балерины - несколько коротких юбок из

тонкой материи, нашитых одна на другую ( спец. ).

В метафоре наблюдается сложность отношений прообраза и образа. Метафорические связи весьма прихотливы и чаще всего являются имплицитными ( скрытными ). На семном уровне это выглядит как переход гипосемы ( часто коннотативной ) из производящего значения в гипосему или гиперсему производного. В слове лиса‘ хищное млекопитающее из семейства собачьих c длинным пушистым хвостом ‘ имеется скрытая коннотативная сема ‘ хитрость ‘, по народной традиции приписываемая этому животному. Второе значение этого слова - ‘ хитрый, льстивый человек ‘ возникло на основе коннотативного созначения и включает его как гипосистему в новое значение слова.

Вопрос первичной функции метафоры решается по-разному. В риторике и лексикологии метафора рассматривалась прежде всего как средство номинации. Однако есть основания считать исходной для метафоры функцию характеризации, связывающая ее с позицией предиката. Семантическая двуплановость метафоры затемняет ее предметную отнесенность. Референция (отнесенность актуализованных , включенных в речь, имен, именных выражений , именных групп или их эквивалентов к объектам действительности ) метафоры осуществляется обычно через установление ее анафорической связи с прямой номинацией предмета.

Метафора может быть простой, состоящей из одного выражения, употребленного в переносном значении ( вместо улей - « келья восковая »), и развернутой. Примером развернутой метафоры является следующий отрывок из вступления к поэме В.Маяковского « Во весь голос », в котором поэт уподобляет свою позицию грозному оружию:

Парадом развернув моих страниц войска,

Я прохожу по строчечному фронту .

Метафора характеризуя тот или иной предмет, явление, понятие делится на несколько типов: индивидуально - авторская, антропоморфная, генитивная, зооморфная, синестезия (кинестезия).

1. Индивидуально - авторская метафора - ассоциативная семиляция по субъективным семам :

Твое солнце когтистыми лапами

Прокогтялось в душу как нож .;

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне .

2. Антропоморфная метафора - приписываются свойства человека либо животным, либо неодушевленным предметам.

Море смеялось.

Монах помойного ведра.

3. Генитивная метафора - одна из компонентов употребляется в форме Р.п.

Тростинки мачт.

4. Зооморфная метафора - приписываются свойства животного человеку, либо неодушевленному предмету.

Совесть - когтистый зверь.

Собакевич был настоящий медведь.

5. Синестезия ( кинестезия ) - языковая метафора, но происходит семиляция чувственных признаков, сенсорных.

Горькие мысли, сладкие мечты, холодное сердце, горячая

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Полезные статьи:

Литература 50—90-х гг.
Отгремели салютные залпы 1945 г., и началась мирная жизнь. Но могла ли быть «мирной» жизнь советских людей? Ведь сталинизм еще был силен, военная разруха давала себя знать, колхозник на земле и рабочий на заводе оставались рабами. Железны ...

Образы животных. Образ Великого Полоза
Центральным животным персонажем ряда сказов выступает Великий Полоз . В мировом рабочем фольклоре встречается множество его аналогов: дракон, змея, змей, царь (цариица) ужей, ящерица. «Будучи связанными с подземным мраком, они воплощают в ...

Гоголевские традиции в изображении чиновничества в рассказах Чехова
Чиновничество - сословие, которое было распространено в старой России, поэтому чиновник не был новой фигурой в русской литературе. А.С. Пушкин был одним из первых, кто затронул тему «маленького человека», отразив ее в личности чиновника С ...