Разделы


Материалы » Исследование метафоры в творчестве Есенина

Исследование метафоры в творчестве Есенина
Страница 2

.

1. Вертикальная часть здания, помещения .

2.

перен.

В сражении, в кулачном бою: тесно сомкнутый ряд людей;

Провалиться

.

1. Упасть в какое-нибудь отверстие .

2.перен

. Пропасть, исчезнуть ( прост )

.

Образной называется метафора, создающая зрительное впечатление об обозначаемом и имеющая экспрессивно -оценочное значение:

Звезда

.

1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.

2. перен

. О деятеле искусства, науки, о спортсмене: знаменитость;

Крест .

1. Фигура из двух пересекающихся под углом линий.

2. перен

. Страдания, испытания ( устар. )

Изобразительность метафорических именований основывается на применении сформированного образа одних предметов к другим: образ змеи - к человеку, цвет зеленый - к молодости, образ игры в бирюльки - к жизни. ( заниматься пустяками ).

Частным случаем образной метафоры является эмоциональная метафора. Для ее возникновения достаточно лишь субъективно - эмоционального сходства явлений:

Мычать.

1.

Издавать звуки, кричать ( о корове, быке ).

2.

перен

. Невнятно говорить,

издавать нечленораздельные звуки ( разг.)

;

История

.

1. Действительность в ее развитии, движении.

2. перен

. Происшествие, преимущественно неприятное, скандал.

Существует также стертая метафора, которая утратила семантические мотивированные связи значений:

Пачка

.

1. Несколько однородных предметов, сложенных, упакованных

вместе. Пачка папирос.

2. Часть костюма балерины - несколько коротких юбок из

тонкой материи, нашитых одна на другую ( спец. ).

В метафоре наблюдается сложность отношений прообраза и образа. Метафорические связи весьма прихотливы и чаще всего являются имплицитными ( скрытными ). На семном уровне это выглядит как переход гипосемы ( часто коннотативной ) из производящего значения в гипосему или гиперсему производного. В слове лиса‘ хищное млекопитающее из семейства собачьих c длинным пушистым хвостом ‘ имеется скрытая коннотативная сема ‘ хитрость ‘, по народной традиции приписываемая этому животному. Второе значение этого слова - ‘ хитрый, льстивый человек ‘ возникло на основе коннотативного созначения и включает его как гипосистему в новое значение слова.

Вопрос первичной функции метафоры решается по-разному. В риторике и лексикологии метафора рассматривалась прежде всего как средство номинации. Однако есть основания считать исходной для метафоры функцию характеризации, связывающая ее с позицией предиката. Семантическая двуплановость метафоры затемняет ее предметную отнесенность. Референция (отнесенность актуализованных , включенных в речь, имен, именных выражений , именных групп или их эквивалентов к объектам действительности ) метафоры осуществляется обычно через установление ее анафорической связи с прямой номинацией предмета.

Метафора может быть простой, состоящей из одного выражения, употребленного в переносном значении ( вместо улей - « келья восковая »), и развернутой. Примером развернутой метафоры является следующий отрывок из вступления к поэме В.Маяковского « Во весь голос », в котором поэт уподобляет свою позицию грозному оружию:

Парадом развернув моих страниц войска,

Я прохожу по строчечному фронту .

Метафора характеризуя тот или иной предмет, явление, понятие делится на несколько типов: индивидуально - авторская, антропоморфная, генитивная, зооморфная, синестезия (кинестезия).

1. Индивидуально - авторская метафора - ассоциативная семиляция по субъективным семам :

Твое солнце когтистыми лапами

Прокогтялось в душу как нож .;

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне .

2. Антропоморфная метафора - приписываются свойства человека либо животным, либо неодушевленным предметам.

Море смеялось.

Монах помойного ведра.

3. Генитивная метафора - одна из компонентов употребляется в форме Р.п.

Тростинки мачт.

4. Зооморфная метафора - приписываются свойства животного человеку, либо неодушевленному предмету.

Совесть - когтистый зверь.

Собакевич был настоящий медведь.

5. Синестезия ( кинестезия ) - языковая метафора, но происходит семиляция чувственных признаков, сенсорных.

Горькие мысли, сладкие мечты, холодное сердце, горячая

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Полезные статьи:

Третий период творчества В.Хлебникова. (1917-1922)
Двадцатые годы – высший взлет поэтической мысли Хлебникова. В Октябрьской революции он увидел оправдание всей своей жизни, осуществление своего учения о законах времени и государстве времени. Сознанию людей двадцатых годов было присуще пр ...

"Ich sterbe"
Весной 1904 года здоровье Чехова настолько ухудшилось, что врачи потребовали его срочного отъезда на заграничный курорт. Для этой цели был избран Баденвейлер, горный курорт в Шварцвальде. Накануне отъезда Чехова посетил Николай Телешов. & ...

Теория «кристаллизации» Стендаля.
Теория кристаллизации возникает у Стендаля в трактате «О Любви» (1822). В этой книге разговор о самом хрупком и трудноуловимом их человеческих чувств. Предельно четкий анализ душевных переживаний. Он говорит здесь о рождении психологическ ...