Распад СССР – идеологическое разъединение писательской организации. Распад писательской организации, Региональная общественная организация
писателей Калининградской областиСтраница 1
Культура неразрывно связана с политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Распад Советского Союза повлек за собой разрыв отлаженных годами связей (в том числе и культурных), экономический и политический кризис. Но процессы культурного развития не прерываются с падением политических режимов.
Исчезновение единой культурной политики, проводимое государством, демократизация общества создали реальные предпосылки свободного развития культуры. Однако экономические трудности переходного периода привели к сложнейшей финансовой обстановке в государстве. Сократилось выделение средств на нужды социальной сферы. Экономическая реформа 1992 года, нацеленная на переход к рыночным отношениям, привела к сокращению финансирования культуры. Чтобы выжить, нужно было искать альтернативные источники финансирования. В 1990-е годы на первый план вышла массовая культура. Книжные прилавки заполнились детективами, эротикой, оккультной литературой.[48]
После распада СССР закончила свое существование и писательская организация СССР. После подписания акта в Беловежской Пуще в 1991 году, Союз писателей СССР все свои права и полномочия передает Союзу писателей Росси под руководством В. Ганичева. В 1991 году в патриотически настроенном Союзе писателей России происходит раскол. В 1991 году примерно пятая часть членов Союза писателей Российской Федерации, сгруппировавшихся ранее в неформальных писательских объединений «апрель» и «Мемориал», вышла из этого Союза и образовала новый, свой собственный – Союз российских писателей – «демократического», «апрелевско-мемориального» толка. От 5,5 т. писателей СПР отделяется группа примерно в одну тысячу человек (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, А. Битов, В. Токарев, Ф. Искандер, Ю. Черниченко и др.). Процесс переходит на региональный уровень. Но уже на новом уровне. Сместились акценты в отношениях со столицей в области литературы. Москва перестала быть единственным центром свободомыслия. «И если раньше лишь там можно было сказать нечто смелое и правдивое, то теперь цензура повсюду ослабла, и провинция освободилась от гнета надзирателей, и местных и столичных».[49]
Стоявшие на демократических позициях руководители Калининградской писательской организации ( О. Глушкин, Ю. Куранов, С. Симкин и т.д.) поработали над тем, чтобы и вся организация вошла в Союз российских писателей. Вернувшись с учредительного съезда и созвав на собрание писателей, ими было предложено немедленно написать заявление о переходе в новый Союз, что и было сделано. Из региональных организаций в новый Союз перешла одна единственная – Калининградская; в трех региональных организациях произошел раскол, но большинство в них осталось в Союзе писателей России; лишь в Питере большинство оказалось у «демократов», сильны их позиции и в Москве.
Год спустя в Союзе российских писателей была объявлена перерегистрация его членов. И ранее, не разделявший идеи «демократов», писатель Андрей Старцев объявил о своем намерении выйти из этого Союза. К нему присоединились Владимир Зуев, и Евгений Зиборов, а также Виктор Сысоев, который, живя в Балтийске, на собрании не был и не писал заявления о переходе, при запросе же по телефону объявил, что будет там, где большинство.
Таким образом, после распада Союза писателей СССР в области образовалось две писательские организации.
Позже были созданы и другие писательские обединения, в частности Калининградская региональная общественная организация "Союз свободных российских писателей "Эклога".
Полезные статьи:
Правдивость изображений
Гете утверждал, что "великой основой" произведений Шекспира "служит правда и сама жизнь". Английский драматург воспроизводил жизненную правду путем художественно-философского анализа индивидуальности в ее взаимодействи ...
Приемы включения фольклора в литературный текст.
Многочисленные и разнообразные контакты между фольклором, мифологией и литературой приводят не только к взаимопроникновению сюжетов или к заимствованию неизвестных воспринимающей системе изобразительных средств, но подчас и к "вкрапл ...
Жанр исторического романа в творчестве Мериме (Хроника)
Завершает первый период литературной деятельности Мериме его исторический роман «Хроника царствования Карла
IX
»
(1829) – своеобразный итог идейных и художественных исканий писателя в эти годы. Это первое повествовательное произведение ...