Разделы


Материалы » История писательских организаций Калининградской области » Распад СССР – идеологическое разъединение писательской организации. Распад писательской организации, Региональная общественная организация писателей Калининградской области

Распад СССР – идеологическое разъединение писательской организации. Распад писательской организации, Региональная общественная организация писателей Калининградской области
Страница 1

Культура неразрывно связана с политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Распад Советского Союза повлек за собой разрыв отлаженных годами связей (в том числе и культурных), экономический и политический кризис. Но процессы культурного развития не прерываются с падением политических режимов.

Исчезновение единой культурной политики, проводимое государством, демократизация общества создали реальные предпосылки свободного развития культуры. Однако экономические трудности переходного периода привели к сложнейшей финансовой обстановке в государстве. Сократилось выделение средств на нужды социальной сферы. Экономическая реформа 1992 года, нацеленная на переход к рыночным отношениям, привела к сокращению финансирования культуры. Чтобы выжить, нужно было искать альтернативные источники финансирования. В 1990-е годы на первый план вышла массовая культура. Книжные прилавки заполнились детективами, эротикой, оккультной литературой.[48]

После распада СССР закончила свое существование и писательская организация СССР. После подписания акта в Беловежской Пуще в 1991 году, Союз писателей СССР все свои права и полномочия передает Союзу писателей Росси под руководством В. Ганичева. В 1991 году в патриотически настроенном Союзе писателей России происходит раскол. В 1991 году примерно пятая часть членов Союза писателей Российской Федерации, сгруппировавшихся ранее в неформальных писательских объединений «апрель» и «Мемориал», вышла из этого Союза и образовала новый, свой собственный – Союз российских писателей – «демократического», «апрелевско-мемориального» толка. От 5,5 т. писателей СПР отделяется группа примерно в одну тысячу человек (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, А. Битов, В. Токарев, Ф. Искандер, Ю. Черниченко и др.). Процесс переходит на региональный уровень. Но уже на новом уровне. Сместились акценты в отношениях со столицей в области литературы. Москва перестала быть единственным центром свободомыслия. «И если раньше лишь там можно было сказать нечто смелое и правдивое, то теперь цензура повсюду ослабла, и провинция освободилась от гнета надзирателей, и местных и столичных».[49]

Стоявшие на демократических позициях руководители Калининградской писательской организации ( О. Глушкин, Ю. Куранов, С. Симкин и т.д.) поработали над тем, чтобы и вся организация вошла в Союз российских писателей. Вернувшись с учредительного съезда и созвав на собрание писателей, ими было предложено немедленно написать заявление о переходе в новый Союз, что и было сделано. Из региональных организаций в новый Союз перешла одна единственная – Калининградская; в трех региональных организациях произошел раскол, но большинство в них осталось в Союзе писателей России; лишь в Питере большинство оказалось у «демократов», сильны их позиции и в Москве.

Год спустя в Союзе российских писателей была объявлена перерегистрация его членов. И ранее, не разделявший идеи «демократов», писатель Андрей Старцев объявил о своем намерении выйти из этого Союза. К нему присоединились Владимир Зуев, и Евгений Зиборов, а также Виктор Сысоев, который, живя в Балтийске, на собрании не был и не писал заявления о переходе, при запросе же по телефону объявил, что будет там, где большинство.

Таким образом, после распада Союза писателей СССР в области образовалось две писательские организации.

Позже были созданы и другие писательские обединения, в частности Калининградская региональная общественная организация "Союз свободных российских писателей "Эклога".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Полезные статьи:

Роль «Фауста» в культуре эпохи Просвещения. Трагедия Гете «Фауст» как отражение просветительской художественной мысли и вершина мировой литературы
Гетевский «Фауст» - глубоко национальная драма. Национален уже самый душевный конфликт ее героя, строптивого Фауста, восставшего против прозябания в гнусной немецкой действительности во имя свободы действия и мысли. Таковы были стремления ...

Специфика современного детского чтения
Специалистами Российской государственной детской библиотеки в течение ряда лет проводятся исследования детского чтения. Так, в исследовании «Дети и периодика в начале XXI века» анализировался широкий круг проблем, связанных с чтением деть ...

Социальная панорама Англии в романе Теккерея «Ярмарка тщеславия» и нравственная позиция писателя.
Двойное название. Роман без героя. Этим автор хотел сказать, что на изображаемом им базаре житейской суеты все герои одинаково плохи – все алчны, корыстолюбивы, лишены элементарной человечности. Получается, что если в романе и есть герой ...