Разделы


Материалы » История писательских организаций Калининградской области » Распад СССР – идеологическое разъединение писательской организации. Распад писательской организации, Региональная общественная организация писателей Калининградской области

Распад СССР – идеологическое разъединение писательской организации. Распад писательской организации, Региональная общественная организация писателей Калининградской области
Страница 1

Культура неразрывно связана с политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Распад Советского Союза повлек за собой разрыв отлаженных годами связей (в том числе и культурных), экономический и политический кризис. Но процессы культурного развития не прерываются с падением политических режимов.

Исчезновение единой культурной политики, проводимое государством, демократизация общества создали реальные предпосылки свободного развития культуры. Однако экономические трудности переходного периода привели к сложнейшей финансовой обстановке в государстве. Сократилось выделение средств на нужды социальной сферы. Экономическая реформа 1992 года, нацеленная на переход к рыночным отношениям, привела к сокращению финансирования культуры. Чтобы выжить, нужно было искать альтернативные источники финансирования. В 1990-е годы на первый план вышла массовая культура. Книжные прилавки заполнились детективами, эротикой, оккультной литературой.[48]

После распада СССР закончила свое существование и писательская организация СССР. После подписания акта в Беловежской Пуще в 1991 году, Союз писателей СССР все свои права и полномочия передает Союзу писателей Росси под руководством В. Ганичева. В 1991 году в патриотически настроенном Союзе писателей России происходит раскол. В 1991 году примерно пятая часть членов Союза писателей Российской Федерации, сгруппировавшихся ранее в неформальных писательских объединений «апрель» и «Мемориал», вышла из этого Союза и образовала новый, свой собственный – Союз российских писателей – «демократического», «апрелевско-мемориального» толка. От 5,5 т. писателей СПР отделяется группа примерно в одну тысячу человек (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, А. Битов, В. Токарев, Ф. Искандер, Ю. Черниченко и др.). Процесс переходит на региональный уровень. Но уже на новом уровне. Сместились акценты в отношениях со столицей в области литературы. Москва перестала быть единственным центром свободомыслия. «И если раньше лишь там можно было сказать нечто смелое и правдивое, то теперь цензура повсюду ослабла, и провинция освободилась от гнета надзирателей, и местных и столичных».[49]

Стоявшие на демократических позициях руководители Калининградской писательской организации ( О. Глушкин, Ю. Куранов, С. Симкин и т.д.) поработали над тем, чтобы и вся организация вошла в Союз российских писателей. Вернувшись с учредительного съезда и созвав на собрание писателей, ими было предложено немедленно написать заявление о переходе в новый Союз, что и было сделано. Из региональных организаций в новый Союз перешла одна единственная – Калининградская; в трех региональных организациях произошел раскол, но большинство в них осталось в Союзе писателей России; лишь в Питере большинство оказалось у «демократов», сильны их позиции и в Москве.

Год спустя в Союзе российских писателей была объявлена перерегистрация его членов. И ранее, не разделявший идеи «демократов», писатель Андрей Старцев объявил о своем намерении выйти из этого Союза. К нему присоединились Владимир Зуев, и Евгений Зиборов, а также Виктор Сысоев, который, живя в Балтийске, на собрании не был и не писал заявления о переходе, при запросе же по телефону объявил, что будет там, где большинство.

Таким образом, после распада Союза писателей СССР в области образовалось две писательские организации.

Позже были созданы и другие писательские обединения, в частности Калининградская региональная общественная организация "Союз свободных российских писателей "Эклога".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Полезные статьи:

Элементы готического романа в творчестве Агаты Кристи
Для творчества Агаты Кристи было актуальным использование традиций готического романа. Чтобы выявить эти традиции и проследить их развитие в произведениях писательницы, представительницы классического детектива, рассмотрим подробно роман ...

Драматические принципы Корнеля
В дни Корнеля только начинали складываться нормы классицистического театра, в частности правила о трех единствах – времени, места и действия. Корнель принял эти правила, но исполнял их весьма относительно и, если это вызывалось необходимо ...

Основные типологические особенности анализируемого издания
«Книжная летопись» выходит еженедельно и содержит сведения о непериодических текстовых печатных изданиях всех видов и типов: официальных, научных, научно-популярных, производственно-практических, нормативных, учебных, массово-политических ...