Разделы


Материалы » Тема войны в немецкой литературе » Бернгард Келлерман

Бернгард Келлерман
Страница 1

Творчество Бернгарда Келлермана принадлежит к значительным явлениям немецкой литературы XX в. Келлерман — автор ряда романов, получивших мировую известность. Большую популярность завоевал его роман «Туннель», вышедший в 1913г. Фантастическая история сооружения железнодорожного туннеля под Атлантическим океаном, соединившего Европу и Америку, лежит в основе этого романа. При всей фантастичности сюжет «Туннеля» несет на себе печать своего времени, печать XX в., эпохи великих побед человека над природой. Прославление мирного, созидательного труда — главная идея романа, и она носит, несомненно, прогрессивный, гуманистический характер. Ценность романа заключается также в том, что писателю удалось показать современный механизированный труд, дать яркую картину поединка с природой многотысячной рабочей армии, вооруженной мощными машинами.

Герой романа инженер Мак Аллан — деятель, труженик, человек из народа. Его характеризуют не только выдающийся талант, но и необыкновенная трудоспособность, выдержка, сила воли. Образ Аллана овеян романтикой, но это романтика современности, романтика труда. Правда, аполитичность немецкого писателя сузила возможности его метода и таланта. Ограниченность и противоречивость его мировоззрения сказалась, в частности, в том, что не рабочие, а инженеры стали в романе носителями основной идеи прославления труда. В романе нет ни одного индивидуального образа рабочего, а в характеристиках массы наряду с ее мощью подчеркиваются такие черты, как слепота, стихийность, отсутствие высоких побуждений. Этой-то нерасчлененной и слепой массе рабочих Келлерман противопоставляет своих положительных героев — Мак Аллана и его соратников, инженеров. В этом чувствуется оттенок индивидуализма. Писателя ослепляет могущество железнодорожного короля Ллойда, привлекает настойчивость и смелость его дочери Этель Ллойд. Однако реалистический метод помогает Келлерману показать истинную сущность мира, разоблачить его своекорыстие и эгоизм[3].

Этот обличительный пафос с особенной силой проявился в следующем романе Келлермана — «Девятое ноября» (1920).

Название романа говорит о знаменательном для немецкого народа дне — дне начала революции в Германии. Революционный взрыв 1918 г. был вызван чудовищными лишениями и притеснениями, которые принесла немецкому народу война.

Непримиримость и страстность Келлермана проявились здесь в обличении войны и милитаризма. В предисловии к новому изданию «Девятого ноября» в 1946г. Келлерман писал, что желание «во весь рост показать кровавый призрак милитаризма .» было главной его целью. Это намерение отражено особенно ярко в образе генерала фон Гехт-Бабенберга. Кастовые и националистические предрассудки, консерватизм и спесь заклеймены писателем в этом образе. Главной чертой генерала Бабенберга является глубокое презрение к людям, ко всем, кто не носит, как он, генеральского мундира. Его идеалы, его понимание долга, все его знания сводятся к одному — к убийству, грабежу, захвату. Он мечтает о снарядах, рвущихся над Парижем, о столицах, превращенных в щебень, и, конечно, о лаврах, увенчивающих победителей. Жизнь человека — ничто для генерала. Этот бездарный немецкий вояка и его противник, французский генерал, превратили высоту Четырех ветров, лишенную всякого стратегического значения, в двенадцатиярусное кладбище, где остались навсегда тысячи немецких и французских юношей. «Кровавый Гехт» прозвали генерала его солдаты, и образ «кровавого Гехта» превращается действительно в призрак милитаризма.

В романе «Девятое ноября» создается широкая обличительная картина жизни Берлина в последний год мировой войны. Голод, страдания калек и горе людей, потерявших близких, рисует писатель. Смерть молодой девушки от истощения в вагоне метро, детские гробики, бросаемые в общую яму, гибель искалеченного на фронте обойщика Генлейна, убившего себя и своих близких из страха голодной смерти,— таковы мрачные картины, набросанные Келлерманом.

1933 год — год прихода гитлеровцев к власти — был трагическим годом для Келлермана, как и для большинства его соотечественников. Келлерман не эмигрировал из Германии, но жизнь его в фашистской Германии была жизнью внутреннего эмигранта. Он не пошел на сделку с фашистами и отказался сотрудничать с ними. На писателя обрушились репрессии. Он был исключен из Академии искусств. Его антивоенный роман «Девятое ноября» был запрещен и публично сожжен вместе с другими произведениями прогрессивной литературы. За 12 лет фашистской диктатуры Келлерман написал немного. Так, в эти годы были написаны романы «Песня дружбы» (1935) и «Голубая лента» (1938). Интересно, что в них действие происходит или еще до первой мировой войны («Голубая лента»), или тотчас после нее («Песня дружбы»). Не имея возможности сказать правду о современной действительности, Келлерман обращается к прошлому. Идейная направленность романов «Песня дружбы» и «Голубая лента» свидетельствуют о том, что писатель сохранил верность своим гуманистическим идеалам.

Страницы: 1 2


Полезные статьи:

Приемы включения фольклора в литературный текст.
Многочисленные и разнообразные контакты между фольклором, мифологией и литературой приводят не только к взаимопроникновению сюжетов или к заимствованию неизвестных воспринимающей системе изобразительных средств, но подчас и к "вкрапл ...

«Бывают странные сближенья»… А. С. Пушкин. Влияние Пушкина на творчество поэтесс
Среди блистательных имён поэтов серебряного века выделяются два женских имени: Марина Цветаева и Анна Ахматова. За всю многовековую историю русской литературы это, пожалуй, лишь два случая, когда женщина – поэт по силе своего дарования ни ...

А.Н. Радищев о революции как единственном пути достижения свободы для народа
Своими произведениями «Письмо другу», «Беседа о том, что есть сын отечества», «Житие Федора Васильевича Ушакова» и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев готовил читателей к восприятию идеи о необходимости революции. В оде «Вольност ...