Разделы


Материалы » Тема войны в немецкой литературе » Бернгард Келлерман

Бернгард Келлерман
Страница 2

Но открыто выразить свое отношение к фашизму, создать правдивую картину жизни Германии Келлерман смог только после разгрома гитлеризма. Он пишет статьи о созидательных задачах, которые стоят перед немецким народом (сборник «Что мы должны делать?», 1945). Он принимает активное участие в борьбе за мир, против милитаризации Западной Германии. Келлерман был основателем и первым президентом Общества германо-советской дружбы. Несколько раз Келлерман приезжал в Советский Союз, и результатом одной из таких поездок явилась книга, написанная им совместно с его женою Эллен Келлерман, «Мы прибыли из Советской России» (1948). Обновленная родина писателя высоко оценила его заслуги. Он вновь был избран членом Немецкой академии искусств. В 1949 г. Келлерману была присуждена Национальная премия[4].

Основным содержанием последнего романа Келлермана — «Пляска смерти» — является обличение фашизма. Ценность книги повышается оттого, что Келлерман непосредственно наблюдал жизнь Германии под властью нацизма. Картина жизни фашистской Германии, созданная в романе «Пляска смерти», отличается особой достоверностью, она дана глазами очевидца. Но, конечно, «приближенность» писателя к изображаемой им действительности имела и свои слабые стороны. Келлерман всегда был далек от борьбы рабочего класса и его партии.

В годы господства фашизма подозреваемый и находящийся в молчаливой оппозиции писатель был еще более изолирован от борьбы народа. Поэтому фашизм часто представляется героям Келлермана стихийной катастрофой, трагичной в своей необъяснимости, некой «болезнью народной души». Но пламенный протест против варварской антигуманистической сущности фашизма пронизывает всю книгу.

Келлерман с большим мастерством сумел показать, как вторгается в быт обычного немецкого города фашистское безумие, как произвол и насилие становятся нормой жизни. Без указания причин увольняются служащие, не принадлежащие к нацистской партии, и на их место выдвигаются бездарные и необразованные фашисты. Крикливая националистическая пропаганда заполняет страницы газет. А затем город погружается в настоящее средневековое варварство — еврейские погромы, кровавый разгул эсэсовских банд, кошмары лагеря Биркхольц, об ужасах которого горожане шепотом рассказывают друг другу.

Келлерман показывает умственное убожество и моральное одичание фашистов. В образе гаулейтера Румпфа Келлерман создал тип всевластного нацистского вельможи, «фюрера» в миниатюре.

Судьбы интеллигенции всегда особенно волновали Келлермана, этой теме он остался верен и в своем последнем романе. Рассказывая историю обыкновенного немецкого интеллигента Франка Фабиона, Келлерман вскрывает механику завоевания фашистами рядовых горожан Германии. Эта механика совсем не сложна — это древняя политика кнута и пряника. Келлерман стремится выяснить, на какие именно черты в характере человека может опереться фашизм. Обличение фашизма переносится здесь в моральный, психологический план.

Привлекая Фабиана на свою сторону, фашисты опираются на его трусость, на его приверженность к материальным благам, на его честолюбие и эгоизм. Продавшись фашистам за высокий пост и почетное положение в городе, Фабиан теряет все лучшее, что было в нем. Его возвышение по лестнице чинов и деловых успехов неизменно сопровождается все более глубоким моральным падением. Фабиан теряет уважение тех людей, которых он особенно ценил. Он теряет любовь Кристы, чистой и прекрасной девушки. Фашизм приносит Фабиану только горе, несчастье и унижения. Гибнет во время бомбардировки младший сын Фабиана, старший пропадает без вести у Волги. Родной город Фабиана превращается в груду развалин. «Карьера» Фабиана завершается полным идейным и моральным крахом. Мысль об ответственности немцев за преступления фашизма венчает собою книгу Келлермана. Она рассказывает о жестоком уроке, данном историей, и в ней звучит надежда, что этот урок будет, наконец, воспринят немцами. В этом и состоит актуальное значение антифашистского романа Келлермана «Пляска смерти». Этот роман является идейным и художественным итогом творчества Келлермана[5].

Страницы: 1 2 


Полезные статьи:

Слово во фразе
Якобсон говорит, что поэзия Маяковского - это поэзия выделенных слов по преимуществу. Винокур в своей работе пишет о том, что с точки зрения версификационного анализа позиция Якобсона верна, но нужны синтаксические обоснования. Их он прив ...

Испанские драматурги школы Лопе де Вега
XVII век в Испании — век драматургии. Лопе де Вега, талант могучий, богатый, яркий, поднял театр на высоту общенародного искусства. Его пьесы знали все. Каждое новое слово, сказанное любимцем нации, перелетало из уст в уста; все говорили ...

Жизнь и творчество Хелен Филдинг. «Дневник бриджит Джонс». Краткие биографические сведения об авторе
Хелен Филдинг родилась в промышленном городке Морли (графство Йоркшир, Великобритания). Она была вторым ребенком из четырех в семье управляющего мельницей и домохозяйки. Окончила Оксфордский университет, где в колледже Святой Анны изучала ...