Бернгард КеллерманСтраница 2
Но открыто выразить свое отношение к фашизму, создать правдивую картину жизни Германии Келлерман смог только после разгрома гитлеризма. Он пишет статьи о созидательных задачах, которые стоят перед немецким народом (сборник «Что мы должны делать?», 1945). Он принимает активное участие в борьбе за мир, против милитаризации Западной Германии. Келлерман был основателем и первым президентом Общества германо-советской дружбы. Несколько раз Келлерман приезжал в Советский Союз, и результатом одной из таких поездок явилась книга, написанная им совместно с его женою Эллен Келлерман, «Мы прибыли из Советской России» (1948). Обновленная родина писателя высоко оценила его заслуги. Он вновь был избран членом Немецкой академии искусств. В 1949 г. Келлерману была присуждена Национальная премия[4].
Основным содержанием последнего романа Келлермана — «Пляска смерти» — является обличение фашизма. Ценность книги повышается оттого, что Келлерман непосредственно наблюдал жизнь Германии под властью нацизма. Картина жизни фашистской Германии, созданная в романе «Пляска смерти», отличается особой достоверностью, она дана глазами очевидца. Но, конечно, «приближенность» писателя к изображаемой им действительности имела и свои слабые стороны. Келлерман всегда был далек от борьбы рабочего класса и его партии.
В годы господства фашизма подозреваемый и находящийся в молчаливой оппозиции писатель был еще более изолирован от борьбы народа. Поэтому фашизм часто представляется героям Келлермана стихийной катастрофой, трагичной в своей необъяснимости, некой «болезнью народной души». Но пламенный протест против варварской антигуманистической сущности фашизма пронизывает всю книгу.
Келлерман с большим мастерством сумел показать, как вторгается в быт обычного немецкого города фашистское безумие, как произвол и насилие становятся нормой жизни. Без указания причин увольняются служащие, не принадлежащие к нацистской партии, и на их место выдвигаются бездарные и необразованные фашисты. Крикливая националистическая пропаганда заполняет страницы газет. А затем город погружается в настоящее средневековое варварство — еврейские погромы, кровавый разгул эсэсовских банд, кошмары лагеря Биркхольц, об ужасах которого горожане шепотом рассказывают друг другу.
Келлерман показывает умственное убожество и моральное одичание фашистов. В образе гаулейтера Румпфа Келлерман создал тип всевластного нацистского вельможи, «фюрера» в миниатюре.
Судьбы интеллигенции всегда особенно волновали Келлермана, этой теме он остался верен и в своем последнем романе. Рассказывая историю обыкновенного немецкого интеллигента Франка Фабиона, Келлерман вскрывает механику завоевания фашистами рядовых горожан Германии. Эта механика совсем не сложна — это древняя политика кнута и пряника. Келлерман стремится выяснить, на какие именно черты в характере человека может опереться фашизм. Обличение фашизма переносится здесь в моральный, психологический план.
Привлекая Фабиана на свою сторону, фашисты опираются на его трусость, на его приверженность к материальным благам, на его честолюбие и эгоизм. Продавшись фашистам за высокий пост и почетное положение в городе, Фабиан теряет все лучшее, что было в нем. Его возвышение по лестнице чинов и деловых успехов неизменно сопровождается все более глубоким моральным падением. Фабиан теряет уважение тех людей, которых он особенно ценил. Он теряет любовь Кристы, чистой и прекрасной девушки. Фашизм приносит Фабиану только горе, несчастье и унижения. Гибнет во время бомбардировки младший сын Фабиана, старший пропадает без вести у Волги. Родной город Фабиана превращается в груду развалин. «Карьера» Фабиана завершается полным идейным и моральным крахом. Мысль об ответственности немцев за преступления фашизма венчает собою книгу Келлермана. Она рассказывает о жестоком уроке, данном историей, и в ней звучит надежда, что этот урок будет, наконец, воспринят немцами. В этом и состоит актуальное значение антифашистского романа Келлермана «Пляска смерти». Этот роман является идейным и художественным итогом творчества Келлермана[5].
Полезные статьи:
Хозяйка медной горы
Хозяйка Медной горы – владелица земных богатств, демоническое создание; в любом контакте с ней содержится потенциальная опасность: «Хозяйка эта – Малахитница-то – любит над человеком мудровать»[15]
; «Худому с ней встретиться – горе, и до ...
Выводы
Период творчества О. Уайльда – это период развития эстетизма в английской и мировой литературе.
Эстетизм – это течение в английской эстетической мысли и искусстве, что зародилось в 1870-е годы, окончательно сформировалось в 1880-е – 1890 ...
Будущему России - достойного Президента!
Когда во главе какой-либо организации, в том числе и государства, встаёт какой-нибудь человек, тогда то, что он возглавляет, начинает приобретать новые характерные черты, определённую направленность, цели и задачи. Потому что у главы (в д ...