Разделы


Материалы » Свобода и насилие над личностью в творчестве Ф.М. Достоевского » Свобода в произведение «Братья Карамазовы»

Свобода в произведение «Братья Карамазовы»
Страница 1

Роман «Братья Карамазовы» – последнее произведение Достоевского. Его главными героями являются три брата. Один из них – Иван Карамазов. Он умный и талантливый человек, но разочаровавшийся в жизни. Иван видит вокруг только зло и отчаяние. Молодой человек пытается найти способ изменить мир. Иван начинает с того, чем закончил свой путь Кириллов – с идеи «человекобожества». В юношеской поэме «Геологический переворот» он призывал отречься от Бога. По его мнению, мир изменится, если человек, сможет поставить себя на один уровень с Богом. Для него больше не будет никаких рамок и условностей, он станет абсолютно свободным в выборе своих действий. Но Иван считает, что из-за людского суеверия может и тысячи лет не хватить, чтобы наступил момент освобождения. Поэтому всякому, кто познал истину, дается право стать «человекобогом». Познавшему истину дозволено переступать через любые преграды. Но между ним и Кирилловым сразу обнаруживается разница. Кириллов приносит свою жизнь в жертву, чтобы все узнали, что они Боги. «Человекобогу» Ивана свобода дается лишь ему одному. Большинству свобода не нужна вообще. Склад индивидуального хранения хранение склад электродная www.skladovka.ru. . Автоматические противопожарные ворота купить.

Иван вообще много рассуждает о свободе. Его волнует вопрос: нужна ли вообще человеку свобода. Рассуждениям на данную тему посвящена его поэма о «Великом Инквизиторе». В своих рассуждениях он все же приходит к выводу, что Христос дал человеку свободу. Он дал человеку главную свободу – свободу выбора между добром и злом. Но свобода выше людских сил. Свобода невыносима и нестерпима для такого слабого существа как человек. Инквизитор упрекает Христа в том, что он еще раз осмелился явиться на землю. Ведь он уже все сказал: дал человеку свободу в принятие веры. Великий инквизитор укоряет Христа в том, что он отверг три искушения в пустыне, и в частности не пожелал обратить камни в хлеба, тем самым не пожелав отнять у человека свободу выбора и возможность веры по внутреннему убеждению, а не по принуждению. Инквизитор говорит о том, что никогда не было для человека обузы нестерпимее свободы, так как противоречия между дарованием человеку свободы и возможностью ею воспользоваться неразрешимы. Великий инквизитор ставит в заслугу католической церкви то, что ей удалось покончить со свободой людей. Он точно указывает, на чем держится земной рай «чудо, тайна и авторитет».[9]

Алеша прямо спрашивает Ивана: согласен ли он с инквизитором? Но Иван не знает ответа. Он мог бы согласится, что основой нравственности является вера в Бога и в бессмертие души. Но, что такое вера в бессмертие души? Это страх перед расплатой за земные грехи на небе, следовательно, оно тоже порабощает душу. Из этого противоречия и не мог выпутаться Иван.

Чтобы подчеркнуть внутреннюю борьбу Ивана Достоевский вводит в роман черта. Он напоминает Ивану о его прежней теории «человекобожества». Карамазов же, уже несколько охладевший к своей прежней теории, мечтает о мировой гармонии. Однако он не хочет существовать в будущем гармоничном мире, если за него придется сейчас расплачиваться страданиями и злом. Черт - же утверждает, что зло необходимо. Без него как раз мир и не сможет гармонично развиваться, так как у человека больше не будет главной свободы – свободы выбора между добром и злом. Справедлив ли такой мир? Для Ивана этот вопрос остается открытым.

Страницы: 1 2


Полезные статьи:

Романтизм в России
Основные свойства: - преобладание субъективного над объективным; - стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность; - тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах). Черты: - провозглаш ...

«Звезда Севильи» (1623)
Остановимся еще на одной пьесе Лопе де Вега — «Звезда Севильи». Теперь перед нами предстанут не простые крестьяне, а богатые, знатные люди. И у них бывают беды, и они испытывают притеснения еще более богатых, еще более знатных. Здесь тоже ...

Античные пристрастия Валерия Брюсова
Справедливо замечание М. Гаспарова, немало поработавшего над подготовкой издания сочинений В.Я. Брюсова, относительно двух периодов в его творчестве (ранние стихи и поздняя проза: 1890-е и 1910-е годы), когда античность играла особенно за ...