Разделы


Материалы » Тема войны в немецкой литературе » Война в произведениях Э.М.Ремарка

Война в произведениях Э.М.Ремарка
Страница 2

Роман «Три товарища» (1938) тематически примыкает к антивоенной дилогии, но сюжетно самостоятелен.

Жизнь, думы, настроения его героя Роберта Лакампа подытоживают концепцию Ремарка о судьбах «маленького человека». Роберта Лакампа, Кестнера и Ленца связывает не просто фронтовая дружба, а общность взглядов и судьбы. Они не гнушаются никаким трудом, не стыдятся бедности; они одиноки, бесприютны, но сохранили под налетом цинического равнодушия душевную чуткость и доброту. Острее, чем ранние герои Ремарка, они ненавидят толстосумов и ханжей. Они пробовали отстаивать передовые взгляды, но после реакционного путча 20-го года, когда арестовали Кестнера и Ленца, больше не борются. Труд и дружба скрашивают их жизнь, но порой они чувствуют себя разбитыми и опустошенными и заливают свое смятение вином.

Невеселое существование трех друзей озарилось любовью Роберта к Пат. Старые друзья Роберта окружают влюбленных вниманием и заботой. Без колебаний продает Кестнер автомобиль, чтобы Пат могла лечиться. Хотя Пат безнадежно больна, друзья до конца борются за ее жизнь. Ремарк великолепно показал силу настоящего чувства.

Наряду с утверждением радости любви и дружбы в роман вошла поэтизация труда. Труд для героев романа не тяжелая, бессмысленная обязанность, они отдаются ему всем сердцем. В этом прославлении любви, дружбы и труда — своеобразие и обаяние романа, причина его успеха у читателей.

С начала второй мировой войны главным героем Ремарка стал антифашист. Обличение фашизма и борьба с ним — основная тема романов «Обломки кораблекрушения» (1941), «Люби ближнего своего» (1941).

В романе «Триумфальная арка» (1945—1946) Ремарк рисует жизнь немецких беженцев и общую политическую обстановку во Франции накануне второй мировой войны.

В лице немецкого эмигранта-антифашиста Равика Ремарк создал своего положительного героя. Это человек благородной души, волевой, мужественный и стойкий. Пытки и концлагерь не убили в нем воли к жизни. Бежав из лагеря, он сражался против фашизма в Испании. В Париже ему приходится жить под чужой фамилией. Дельцы от медицины эксплуатируют талант Равика и его бедственное положение, они строят свою популярность и богатство на его успехах хирурга, а ему выплачивают гроши. Но Равик не только проявляет исключительное упорство, отстаивая свое право на жизнь и на любимую профессию. Он в этих невероятных условиях сохраняет доброту и чуткость, любовь к людям и стремление им помочь.

Как главную цель жизни он ставит перед собой убийство гестаповца Хааке, палача, загубившего многих людей. В этом деянии Равик смутно ощущает свой общественный долг, и оттого успокоение наполняет его, когда этот свой долг он выполнил.

Но Равик ведет свою борьбу в одиночку, он не ищет связи с антифашистской организацией, свое законное презрение к буржуазным партиям он распространяет на любую партию и организацию. В этом проявляется характерный для героев Ремарка индивидуализм, их изолированность от большой, коллективной борьбы. С другой стороны, в этом романе не ощущается обычного пессимизма. Равика в конце романа, когда началась война, вместе с другими немецкими эмигрантами задерживают для отправки в концентрационный лагерь. Захватив свои хирургические инструменты, он спокойно едет в машине, утешая плачущих, потрясенных людей. Он думает о жизни, о той маленькой пользе, которую сможет принести людям.

В последний раз Равик видит перед собой Триумфальную арку, со статуей Нике, богини победы. Триумфальная арка давно стала для него символом Парижа. Он задумывается, покинет ли Нике Париж.

Важную роль в раскрытии характеров у Ремарка играет профессия героев и их отношение к ней. Герои Ремарка — люди, которые находятся в конфликте со средой и обществом, но всегда горячо любят свою профессию и в совершенстве ею владеют. Равик всего себя вкладывает в каждую операцию.

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Реформирование русского книгопечатания Петром Появление газеты. Книга в политической пропаганде и идеологической борьбе.
Начало 18 века явилось важным периодом в истории русского книгопечатания и книжного дела в целом. В первой четверти 18 столетия был проведен ряд государственных реформ в различных областях. Значительную роль в проведении этих реформ сыгра ...

В. В. Ковалев
В 1844 году я поступил в Академию художеств; тогда же Тарас Григорьевич за исполненную им программу «Мальчик с собачкою» получил звание художника. Я, подобно многим нашим землякам, стремящимся к художественному образованию, приехал в стол ...

Рассказы о праведниках: «Левша», «Очарованный странник»
В конце 1870-1880-е гг. Лесков создал целую галерею персонажей-праведников. Таков квартальный Рыжов, отвергающий взятки и подарки, живущий на одно нищенское жалование, смело говорящий правду в глаза высокому начальству (рассказ "Одно ...