Разделы


Материалы » Тема войны в немецкой литературе » Война в произведениях Э.М.Ремарка

Война в произведениях Э.М.Ремарка
Страница 1

Эрих Мария Ремарк — уроженец Оснабрюка в Вестфалии. Он хорошо знает, что такое война, сам он был солдатом, участником первой мировой войны. Сразу после школы он записался добровольцем в армию и сражался на Западном фронте.

Преследуемый за роман «На Западном фронте без перемен», Ремарк в 1931г. вынужден был уехать из Германии и жил до 1939 г. во Франции и Швейцарии. В 1939 г. ему, как и другим немецким антифашистам, пришлось покинуть Францию. Он поселился в Нью-Йорке, фашисты лишили его немецкого подданства. В 1947г. он принял американское подданство, но последние годы жил в Швейцарии.

Первый роман Ремарка «На Западном фронте без перемен» (1929) был направлен против реваншистов. Он написан с позиций «потерянного поколения», как называли в 20-х годах молодежь, прошедшую войну. Она не приняла положения дел в Западной Европе, но и не боролась за передовые идеалы и чувствовала себя «за бортом жизни».

Роман Ремарка пронизан ненавистью к милитаризму. В нем с гневом и болью повествуется о трагедии юношей, которых ничему не научили, кроме убийства.

Ремарк клеймит ложь пропаганды. Он говорит о бесцельности жертв, о гибели молодежи на империалистической бойне. В романе много картин, свидетельствующих о развале кайзеровской армии: солдаты и низшие офицеры сражаются, а высшие чины пребывают в недоступной дали от фронта. Жизнь в окопах ужасна, питание солдаты добывают мародерством.

С критической линией романа связана и его центральная тема — тема солдатской дружбы, товарищества, рожденного одной судьбой. Ремарк с большой теплотой рисует рядовых солдат. Хотя на войне эти люди превратились в автоматы, действующие по инерции, хотя ежедневная опасность выработала в них циническое равнодушие, но в глубине души у них остались человеческие чувства. Им жаль каждого погибшего фронтового товарища. Они начинают видеть людей, товарищей и во врагах. Это чувство расшатывает их прежние убеждения: шовинизм, веру в непогрешимость монарха, религиозность.

Солдаты задумываются о причинах войны, переживают душевное смятение. Настроение этой массы выражает Пауль Боймер.

Все герои романа принимают войну как фатальную неизбежность. Их раздумья разрешаются у Пауля Боймера пассивно. «Все равно, ведь от этого ничего не изменится!» — думает он и не видит выхода. Только доброта и тесная дружба привязывают героев романа к жизни[8].

Несмотря на пронизывающую всю книгу искреннюю боль за человека и тревогу за его будущее, политическая близорукость приводит Ремарка к пессимизму, к признанию неизбежности зла. Эту концепцию пассивного созерцания и непротивоборства Ремарк сформулировал в эпиграфе к роману: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью».

Одним из виновников трагедии молодежи Ремарк считает школу. Он с возмущением рисует образ Канторека, учителя, прививавшего юношам бездумное повиновение и шовинизм.

Антимилитаристский пафос романа в целом был настолько очевиден и убедителен, что фашисты в 1930г. на специальном аутодафе сожгли книгу Ремарка как «социалистическую».

В романе «Возвращение» (1931) Ремарк говорит о судьбах «потерянного поколения» по окончании войны.

Главный герой романа Эрнст Брикхольц продолжает линию Пауля Боймера, главного героя романа «На Западном фронте без перемен». Герои романа «Возвращение» не приемлют реваншистской юнкерской демагогии, они постигли связь милитаризма с ажиотажем наживы. Но их возмущение войной и сознание, что солдаты всех армий воевали за интересы капитала, носит слишком общий характер.

Когда реакционный рейхсвер, собранный из офицеров, вчерашних фронтовиков, расстрелял безоружных рабочих, также бывших фронтовиков, героям романа пришлось расстаться со своими иллюзиями «солдатской дружбы». Они поняли, что бывших воинов разделяет социальное неравенство и разница интересов. Но даже столкновение с военизированным молодежным отрядом, будущими фашистскими силами, не вызывает в них желания включиться в активную борьбу. Утверждение жизни в труде, вложенное в уста Эрнста, в своей основе гуманистично и вместе с тем пассивно.

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Театр будит мысль
Я пишу пьесы. Я показываю То, что видел. На рынках человечины Видел я, как торгуют людьми. Это Я показываю. Я пишу пьесы. .Все должно удивлять. Даже то, что давно привычно. О матери, кормящей грудью младенца. Я рассказываю так, бу ...

А. Н. Радищев (1749—1802)
Александр Николаевич Радищев родился в семье саратовского помещика, получил блестящее образование сначала в Пажеском корпусе, в Петербурге, затем — в Лейпцигском университете. Еще в юности Радищев определил главной целью своей жизни служе ...

«Навсегда»
Как безнадежно слово «навсегда»… О, как мне с ним не хочется смириться! Уходишь – и конец… Исчезнешь. И тогда Лишь только по ночам мне будешь сниться. Пока ты рядом был – ты был со мной, Рука об руку, в сердце, в каждой мысли. Пуска ...