Разделы


Материалы » Тема войны в немецкой литературе » Война в произведениях Э.М.Ремарка

Война в произведениях Э.М.Ремарка
Страница 3

В романе много сатирических страниц, посвященных французским реакционерам разных толков, а также благодушным и аполитичным буржуа. Это они виноваты в трагедии Франции и Европы.

Антифашистской борьбе внутри Германии и восстанию в концлагере посвящен роман «Искра жизни» (1952).

В романе «Время жить и время умирать» (1956) Ремарк ставит вопрос об ответственности немецкого народа. Немецкие солдаты разделяют вину и позор фашизма. Писатель говорит и о наличии антифашистского подполья. Солдат-коммунист Иммерман, направленный из концлагеря на советский фронт, мужественно просвещает одураченного, но не испорченного фашизмом Гребера. Симпатии вызывает учитель Польман, он ведет в тылу антифашистскую работу, укрывает от гестапо еврея Глезера и сохраняет твердое убеждение, что «еще не существовало такой тирании, которой бы не пришел конец». Зло, сотворенное фашизмом, требует расплаты — такова главная идея романа. Но для этого мало пассивной критики, разговоров. Общение с передовыми людьми и любовь к Элизабет, дочери погибшего антифашиста, морально очищают Гребера. Он задумывается о степени своей вины. Он приходит к пониманию, что пассивность, слепое выполнение приказов являются прямым соучастием в преступлении фашистов. Он начинает действовать и бороться в одиночку на свой риск (убивает эсэсовца, выпускает из плена русских партизан), но эти первые его шаги оборваны смертью. Однако мрачный, трагический финал смягчается верой автора в будущее Германии, которое в какой-то мере воплощено в Элизабет, ожидающей ребенка.

В пьесе «Последняя остановка» (1957) писатель обратился к последнему дню войны на улицах Берлина. Антифашистский пафос в этом произведении сочетается с гражданским оптимизмом. Фашистские застенки не сломили моральный дух антифашистов — немца Росса и еврея Коха. Кох погибает, бросая вызов фашистам. Росс полон решимости бороться. Гуманизм проявляется в суровой справедливости — для обеспечения счастья людей надо решительно судить фашистов. Радостная развязка пьесы не похожа на обычные концовки Ремарка.

Боль за человека, психологическое мастерство — таковы сильные стороны творчества Ремарка. Он владеет искусством наделять своих героев, вплоть до эпизодических персонажей, живыми характерами. Сюжеты Ремарка драматичны, каждая деталь быта, окружения, пейзажа вплетена в судьбы и характеристики героев.

Положительные взгляды Э. М. Ремарка сводятся к осуждению войны и фашизма во имя любви к людям, живущим своим трудом. Главное достоинство творчества Э. М. Ремарка — его гуманность.

Страницы: 1 2 3 


Полезные статьи:

Черты традиционного и модернистского романа в произведении Германа Гессе “Степной волк”. Черты модернизма в романе “Степной волк”
1. В центре стоит не традиционный герой, а больной, запуганный, разрываемый в разные стороны человек. Гарри Галлер принадлежит к поколению, жизнь которого пришлась на период “между двумя эпохами”. Он воспринимает свое время как эпоху глу ...

Рекомендательные библиографические пособия для детей и молодежи. Общие сведения о пособиях для детей и молодежи
Рекомендательная библиография литературы для детей и юношества призвана прежде всего удовлетворять информационно-библиографические запросы юных читателей, связанные с познавательными потребностями, выполнением учебных заданий, с самообраз ...

Социально-философские воззрения О. Хаксли
Очевидно то, что антиутопическая линия в творчестве Хаксли неразрывно связана с его агностически-пессимистической концепцией мира, с его идеей невозможности познания объективной действительности вообще и объективной основы любой ценности ...