Разделы


Материалы » Тема войны в немецкой литературе » Война в произведениях Э.М.Ремарка

Война в произведениях Э.М.Ремарка
Страница 3

В романе много сатирических страниц, посвященных французским реакционерам разных толков, а также благодушным и аполитичным буржуа. Это они виноваты в трагедии Франции и Европы.

Антифашистской борьбе внутри Германии и восстанию в концлагере посвящен роман «Искра жизни» (1952).

В романе «Время жить и время умирать» (1956) Ремарк ставит вопрос об ответственности немецкого народа. Немецкие солдаты разделяют вину и позор фашизма. Писатель говорит и о наличии антифашистского подполья. Солдат-коммунист Иммерман, направленный из концлагеря на советский фронт, мужественно просвещает одураченного, но не испорченного фашизмом Гребера. Симпатии вызывает учитель Польман, он ведет в тылу антифашистскую работу, укрывает от гестапо еврея Глезера и сохраняет твердое убеждение, что «еще не существовало такой тирании, которой бы не пришел конец». Зло, сотворенное фашизмом, требует расплаты — такова главная идея романа. Но для этого мало пассивной критики, разговоров. Общение с передовыми людьми и любовь к Элизабет, дочери погибшего антифашиста, морально очищают Гребера. Он задумывается о степени своей вины. Он приходит к пониманию, что пассивность, слепое выполнение приказов являются прямым соучастием в преступлении фашистов. Он начинает действовать и бороться в одиночку на свой риск (убивает эсэсовца, выпускает из плена русских партизан), но эти первые его шаги оборваны смертью. Однако мрачный, трагический финал смягчается верой автора в будущее Германии, которое в какой-то мере воплощено в Элизабет, ожидающей ребенка.

В пьесе «Последняя остановка» (1957) писатель обратился к последнему дню войны на улицах Берлина. Антифашистский пафос в этом произведении сочетается с гражданским оптимизмом. Фашистские застенки не сломили моральный дух антифашистов — немца Росса и еврея Коха. Кох погибает, бросая вызов фашистам. Росс полон решимости бороться. Гуманизм проявляется в суровой справедливости — для обеспечения счастья людей надо решительно судить фашистов. Радостная развязка пьесы не похожа на обычные концовки Ремарка.

Боль за человека, психологическое мастерство — таковы сильные стороны творчества Ремарка. Он владеет искусством наделять своих героев, вплоть до эпизодических персонажей, живыми характерами. Сюжеты Ремарка драматичны, каждая деталь быта, окружения, пейзажа вплетена в судьбы и характеристики героев.

Положительные взгляды Э. М. Ремарка сводятся к осуждению войны и фашизма во имя любви к людям, живущим своим трудом. Главное достоинство творчества Э. М. Ремарка — его гуманность.

Страницы: 1 2 3 


Полезные статьи:

Типология героя в различных жанрах массовой литературы. Образы милиционеров в анекдотах и мужских романах
Милиционеры. Какие они в XXI веке? Алчные или наоборот, честные и порядочные. Посмотрим это на примере анекдотов и так называемых мужских романов. Для анализа мы обратились к книгам [Атасов С. «Одна тыща приколов и обломов»: Анекдоты.- М. ...

Испания времен Колумба
Время меняет облик вещей. За триста лет Испания переменилась. Ныне толпы туристов наполняют ее города, отели, музеи, дороги. В год ее посещают до тридцати миллионов при тридцати пяти миллионах ее населения. В Севилье туристов привлекают в ...

Утопия ХХ века
В XX веке развитие европейской и, в частности британской, утопической традиции продолжалось. В основе расцвета утопии в первые десятилетия XX века лежала овладевшая в это время общественным сознанием «научная эйфория» — когда интенсификац ...