Разделы


Материалы » Художественный образ как эстетическая категория » В чём заключаются основные характеристики художественного образа?

В чём заключаются основные характеристики художественного образа?
Страница 1

Приведём 1 пример

«Образ Базарова (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

1) Время создания романа.

Написанный в переломный момент исторического развития России роман «Отцы и дети» показал острые проблемы современности, которые после появления этого произведения волновали российское общество. Роман явился отражением общественного конфликта 60-х годов 19 века, который показан на примере вечного конфликта отцов и детей. В романе показан типичный представитель разночинцев, для которых при всех их различиях в общественно-политических взглядах, был характерен демократизм. Основной конфликт держится на противопоставлении демократизма и аристократизма, отцов и детей.

2) Главные действующие лица, образ как характеристика персонажей, взаимосвязи разных героев как необходимое условие раскрытия художественного образа.

Базаров – демократ-разночинец. Эти люди трудом пробивали себе дорогу в жизнь и не признавали сословного деления общества. Стремясь к знанию, они ценили человека не по богатству, а по его делам, пользе для окружающих его людей.

Демократизм присущ не только убеждениям Базарова, но и его внешности. Появление героя романа в дворянской среде в балахоне, уже само по себе – вызов условности, умышленное пренебрежение к ней. Мы обращаем внимание на его красную руку, привыкшую к физическому труду. Она слишком отличается от руки дворянина Павла Петровича (руки Кирсанова аристократические, ухоженные и ведь действительно он ведет праздный образ жизни). Даже в деревню, куда приехал Базаров отдыхать, он взял с собой работу: микроскоп для проведения опытов. Таким образом, этим автор противопоставляет эпоху аристократов с их праздной жизнью эпохе разночинцев с их близостью к народу.

Образ Евгения Базарова более полно раскрывается в сравнении с Павлом Петровичем.

В ходе романа это противопоставление всегда сохраняется: в описании одежды героев, их вещей, поступках. Одежду у Базарова писатель называет одежонкой, так как она из себя ничего не представляет, напротив же, одежду Павла Петровича описывает детально, так как она является его лицом: темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки.

За небрежностью Базарова стоит его нигилизм, а за изысканным видом Кирсанова – его принципы.

В целом же во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало: ум и самоуважение.

Мы видим, что жизнь праздного аристократического общества проходит в безделье, чего нельзя сказать о Базарове. Непрерывный его труд является содержанием его жизни. Он продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия.

Эти герои противопоставлены во всем, и автор постоянно подчеркивает это.

Противопоставление характеризуется еще и возрастом героев. А каждый возраст имеет свою моду, свои взгляды. Все отцы и дети различаются друг от друга. Время, в котором начинало жить то или иное поколение вносит различия во все: в одежду, в привычки, в характер, в поведение. И это все вместе взятое влияет на мировоззрение человека. И есть что-то, что роднит разные поколения. Базаров отрицает существующее, потому что в это время, которое он живет, полезно все отрицать. Павел Петрович не хочет ничего изменить в жизни, потому что он уже долго жил в это время и привык к своей неторопливой размеренной жизни, но все-таки с некоторыми взглядами Базарова он соглашается. Главное, что он признает, что в современном обществе не все в порядке.

Когда спор зашел о народе, они будто сошлись во взглядах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ «свято чтит преданья, он патриархальный, он не может жить без веры». Но если Кирсанов убежден в ценности этих качеств, то Базаров готов всю жизнь посвятить тому, чтобы это было не так. Главный герой романа, казалось бы, пренебрежительно говорит о мужиках. Но он выступает не против них самих, а против умиления перед их отсталостью, суеверием, невежеством.

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Театр Вольтера
Драматургическое наследие Вольтера огромно и разнообразно по жанрам, оно состоит из трагедий, прозаических драм, комедий, либретто опер и дивертисментов. Театр Вольтера - это прежде всего и исключительно политическая трибуна. Рассеивать м ...

Выявление изобразительных средств в газетных заголовках
Заголовок Изобразительное средство языка Подарочный напор ирония Машины нету – гони монету! ирония Родительское собирание ирония Ловили секс-маньяка – поймали сварщика ирония Заставь дурака отмеч ...

Теория «кристаллизации» Стендаля.
Теория кристаллизации возникает у Стендаля в трактате «О Любви» (1822). В этой книге разговор о самом хрупком и трудноуловимом их человеческих чувств. Предельно четкий анализ душевных переживаний. Он говорит здесь о рождении психологическ ...