Разделы


Материалы » Художественный образ как эстетическая категория » В чём заключаются основные характеристики художественного образа?

В чём заключаются основные характеристики художественного образа?
Страница 2

Что же является главным для этих людей?

Для Базарова – исправить общество, т.е. то же самое, чего добивались революционеры.

Существующий строй, по мнению Базарова, надо разрушить. Кирсанов говорит, что надо не только разрушать, но и строить, а это очень сложно.

Кирсанов демонстрирует свое восхищение красотой искусства, классической литературой.

А Базаров предпочитает не говорить об этом. Так, он насмешливо относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Порой позиция Базарова, относящаяся ко всему с критической точки зрения, отличается своей крайностью. Это можно сказать и о его эгоистических взглядах.

Он не замечает красоты природы, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней огромные ресурсы, которые можно использовать на благо человека.

Каково же отношение к нему других лиц романа?

Николай Петрович – добрый, мягкий человек, поэтому он относится к Базарову несколько отчужденно, с непониманием, боязнью: «Он побаивался молодого нигилиста и сомневался в пользе его влияния на Аркадия».

Чувства Павла Петровича сильнее и определеннее:

«Он возненавидел Базарова, считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».

Столкновение Базарова с Павлом Петровичем как представителей не только разных поколений, но и убеждений, было неизбежным. Павел Петрович ждал только предлога, чтобы накинуться на врага. Базаров же считал словесную битву бесполезной, но уклониться от нее не мог. Страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров говорит с невыразимым спокойствием. В его словах звучит уверенность в своей правоте.

Образ Евгения Базарова более полно раскрывается именно в сравнении с Павлом Петровичем. В словах последнего чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа (чувствительно вам обязан, честь имею). Обилие в речи этого героя иностранных выражений раздражает Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

Речь же самого Базарова отличают остроумие, находчивость, великолепное знание родного языка и умение владеть им. В речи Базарова проявляется свойственный ему склад ума – трезвый, здравый, ясный.

В частых спорах этих разных людей затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы: о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу. Все принципы Павла Петровича сводятся к тому, чтобы защитить старый порядок, а взгляды Базарова – к обличению этого порядка.

В своих взглядах Базаров одинок. В романе не показано ни одного последователя Базарова. Есть только мнимые ученики. Это маленький либеральный барин Аркадий. Однако его увлечение Базаровым – дань молодости, но он лучший из изображенных в романе учеников Базарова. Другие его «последователи» изображены сатирически.

Ситников и Кукшина видят в нигилизме отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой моде.

В романе показан еще 1 представитель старого поколения Николай Петрович Кирсанов. В нем автор воплотил одновременно черты сыновей и отцов. Этот герой вспоминает, как и его однажды тоже не поняла его матушка, как он ей сказал, что они принадлежат к разным поколениям. И потом сказал и Павлу Петровичу: «Вот теперь настала наша очередь». Эти слова отражают суть конфликта отцов и детей.

Ведь если что-то отрицается, то нечто другое должно предлагаться взамен, и отцы будут в чем-то мудрее детей до тех пор, пока дети сами не станут отцами.

3) Подведение итога, оценка позиций героя глазами самого автора.

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Михаил Юрьевич Лермонтов в Ставрополе
Однако, пребывание Лермонтова на Кавказе не ограничивается одним лишь Питегорском, где поэт поправлял своё здоровье на минеральных водах. Известно, что Лермонтов несколько раз посещал наш город – Ставрополь. В двадцатые годы это было дост ...

Божественная любовь к Беатриче
"Любовь" — слово, объясняющее все в творчестве Данте. Любовь для Данте — это любовь абсолютная, стремление к великому Добру, которое с детства пробудил в нем свет невинных глаз той, которая была Беатриче. Вот так Данте рассказы ...

«Себя усопшего в гробу я вижу…»
На фоне развивающегося алкоголизма обострились некоторые черты характера, до того присутствовавшие в терпимых дозах. Есенин становился патологически обидчивым, им все чаще овладевали приступы черной меланхолии. В мае 1925 года, увидев поэ ...