Разделы


Материалы » Художественный образ как эстетическая категория » В чём заключаются основные характеристики художественного образа?

В чём заключаются основные характеристики художественного образа?
Страница 2

Что же является главным для этих людей?

Для Базарова – исправить общество, т.е. то же самое, чего добивались революционеры.

Существующий строй, по мнению Базарова, надо разрушить. Кирсанов говорит, что надо не только разрушать, но и строить, а это очень сложно.

Кирсанов демонстрирует свое восхищение красотой искусства, классической литературой.

А Базаров предпочитает не говорить об этом. Так, он насмешливо относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Порой позиция Базарова, относящаяся ко всему с критической точки зрения, отличается своей крайностью. Это можно сказать и о его эгоистических взглядах.

Он не замечает красоты природы, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней огромные ресурсы, которые можно использовать на благо человека.

Каково же отношение к нему других лиц романа?

Николай Петрович – добрый, мягкий человек, поэтому он относится к Базарову несколько отчужденно, с непониманием, боязнью: «Он побаивался молодого нигилиста и сомневался в пользе его влияния на Аркадия».

Чувства Павла Петровича сильнее и определеннее:

«Он возненавидел Базарова, считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».

Столкновение Базарова с Павлом Петровичем как представителей не только разных поколений, но и убеждений, было неизбежным. Павел Петрович ждал только предлога, чтобы накинуться на врага. Базаров же считал словесную битву бесполезной, но уклониться от нее не мог. Страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров говорит с невыразимым спокойствием. В его словах звучит уверенность в своей правоте.

Образ Евгения Базарова более полно раскрывается именно в сравнении с Павлом Петровичем. В словах последнего чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа (чувствительно вам обязан, честь имею). Обилие в речи этого героя иностранных выражений раздражает Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

Речь же самого Базарова отличают остроумие, находчивость, великолепное знание родного языка и умение владеть им. В речи Базарова проявляется свойственный ему склад ума – трезвый, здравый, ясный.

В частых спорах этих разных людей затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы: о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу. Все принципы Павла Петровича сводятся к тому, чтобы защитить старый порядок, а взгляды Базарова – к обличению этого порядка.

В своих взглядах Базаров одинок. В романе не показано ни одного последователя Базарова. Есть только мнимые ученики. Это маленький либеральный барин Аркадий. Однако его увлечение Базаровым – дань молодости, но он лучший из изображенных в романе учеников Базарова. Другие его «последователи» изображены сатирически.

Ситников и Кукшина видят в нигилизме отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой моде.

В романе показан еще 1 представитель старого поколения Николай Петрович Кирсанов. В нем автор воплотил одновременно черты сыновей и отцов. Этот герой вспоминает, как и его однажды тоже не поняла его матушка, как он ей сказал, что они принадлежат к разным поколениям. И потом сказал и Павлу Петровичу: «Вот теперь настала наша очередь». Эти слова отражают суть конфликта отцов и детей.

Ведь если что-то отрицается, то нечто другое должно предлагаться взамен, и отцы будут в чем-то мудрее детей до тех пор, пока дети сами не станут отцами.

3) Подведение итога, оценка позиций героя глазами самого автора.

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Анализ произведения, или зачем Левша блоху ковал.
В немногочисленных исследованиях, посвященных знаменитому сказу Лескова, обычно выделяется круг вопросов, которые, как правило, являются предметом живейшего обсуждения. По мнению известного исследователя лесковского творчества Л. А. Аннин ...

Как Гоголь притворился сумасшедшим
В Нежинской гимназии, хотя и редко, но применялись телесные наказания. Нестор Кукольник рассказывает, как однажды, еще в нижних классах, Гоголь чем-то провинился и чтобы избежать наказания, притворился сумасшедшим. "Плохо, брат! - ск ...

Эстетика и художественное творчество Вольтера
Вольтер по своим личным дарованиям был прежде всего мастером художественного слова. Как и все просветители, он ставил перед своим искусством ближайшие практические цели: воздействовать на умы посредством искусства и, создав новое обществе ...