Разделы


Материалы » Античная комедия. Менандр » Новоаттическая комедия и Менандр

Новоаттическая комедия и Менандр
Страница 1

В эпоху эллинизма прежние литературные жанры претерпевают значительное изменение. Театр все еще остается любимым видом зрелищ. Число праздников увеличивается. Всем видам драматических представлений эллинистическое общество предпочитало комедию, процветавшую в Афинах в III в. до н.э. Эллинистическая аттическая комедия получила название "новой" комедии. Она продолжала традиции "древней" и "средней" комедии, но, в отличие от них, стала бытовой комедией нравов. Ее основные темы - семейная жизнь и любовь. Персонажи унаследованы ею от "средней" комедии - влюбленные юноши, старики, гетеры, рабы и рабыни, богатые жены, сводники, повара, прихлебатели (параситы). Сюжеты, как правило, однообразны и почерпнуты из мифов или сказок, но перенесены в бытовую обстановку афинской действительности. Освобождение девушки, попавшей к своднику, "узнание" некогда подкинутого ребенка родителями и так далее - таковы наиболее частые сюжеты новой комедии. Искусство комедиографа проявляется в разработке интриги, в структуре действия, в создании характеров действующих лиц.

Этическая философия IV-III вв. до н.э. много внимания уделяла изучению и классификации человеческих характеров. Причем характер понимался как совокупность врожденных свойств отдельного человека. Философ Феофраст, ученик и преемник Аристотеля, написал трактат "Характеры", в котором дал около 30 зарисовок отдельных моральных качеств человека, раскрываемых в его поведении (льстец, болтун, скупец, сплетник, хвастун и других). В конце XVII в по образцу Феофраста написал свою книгу - памфлет "Характеры или нравы этого века" французский писатель Лабрюйер.

Наиболее известными авторами новой комедии были Филемон, Дифил и Менандр. Произведения первых двух сохранились в кратких фрагментах. Значительно лучше известно творчество Менандра, которого древние критики называли "звездой новой комедии".

Афинянин Менандр (342-292 гг до н.э.) был сверстником Эпикура и учеником Феофраста. Он поставил в афинском театре более 100 пьес, но лишь 8 раз удостоился первой награды. В новое время Менандр был известен в римских переделках Плавта и Теренция и по цитатам позднеантичных авторов. В середине прошлого века маленькие отрывки пергаменной рукописи Менандра были обнаружены в переплете одной богослужебной книги ("порфирьевские отрывки") В начале XX в. в Египте была найдена папирусная рукопись Менандра, содержавшая 4 неполные комедии, из них комедия "Третейский суд" сохранилась примерно на 2/3, другие - в значительных отрывках. В 1956 г в городе Александрии была приобретена рукопись с единственной полностью сохранившейся комедией "Угрюмец". К настоящему времени известны 17 рукописей Менандра. Кроме "Угрюмца" и "Третейского суда", лучше других сохранились комедии "Отрезанная коса" (примерно 1/2 ее часть), "Самиянка" (около 1/3) и "Герой". От других известны лишь мелкие фрагменты. Менандр - драматург-философ - стремится к мирному урегулированию социальных противоречий своего времени, идеализируя быт и нравы зажиточных афинян.

Комедия "Угрюмец" была поставлена в 316 г. и получила первую премию. Главный ее герой - угрюмый и упрямый мизантроп Кнемон. Он перессорился со всеми людьми. Жена не вынесла тяжелого характера мужа и перешла жить к сыну от первого брака, бедному и скромному юноше Горгию. Кнемон остался жить с дочерью и старой рабыней, "ненавидя все подряд". В прологе комедии выступает сельский бог Пан, возле святилища которого разыгрывается действие. Пан перечисляет и характеризует живущих поблизости от него людей. Особой благосклонностью бога пользуется благочестивая дочь Кнемона, и бог хочет наградить девушку. В нее влюблен достойный юноша, но сумасбродный отец девушки препятствует их встречам. Все действие комедии направлено на преодоление препятствий, стоящих на пути влюбленного Сострата. Кнемон упорно отвергает всякую попытку сближения. Горгий советует юноше выдать себя за бедного земледельца и с мотыгой в руках пойти поработать на участок возле дома старика, чтобы завоевать его расположение. Неизвестно, чем бы закончилось для Сострата это тяжелое испытание, но с Кнемоном неожиданно случается беда. Он падает в колодец, пытаясь извлечь оттуда затонувшее ведро. Горгий с Состратом приходят ему на помощь и вытаскивают его из колодца. В благодарность за спасение Кнемон соглашается выдать дочь замуж за Сострата, а Горгия признает своим наследником. Обрадованный Сострат предлагает Горгию жениться на его, Сострата, сестре и породниться с ним. Хотя Сострат и его сестра - дети богача, а достаток Горгия более чей скромен, это не смущает Сострата: "Гораздо лучше иметь явного друга, чем закопанное скрытое богатство". Кнемон сознается в том, что он был неправ, отвергая взаимную помощь, но не желает изменить привычный образ жизни. Начинаются приготовления к свадьбе, и все уходят пировать в святилище Пана. Один Кнемон отказывается принять участие в общем веселье. Однако его насильно уносят в святилище в сопровождении пляшущего и поющего хора. Хор не принимает никакого участия в действии; в новой комедии он обычно выступает в перерывах между актами, и заботы о его репертуаре едва ли входили в обязанности драматурга. Но в заключительной сцене "Угрюмца" воскресает традиционное шествие комоса с венками и факелами. Покидая орхестру, один из актеров обращается к публике: "А вы, которые сочувствовали и радовались нашей победе над тяжелым стариком, юноши, мальчики, мужи, хлопайте нам с приветом, а дочь Зевса, дева Победа, любительница смеха, пусть будет к нам благосклонна". Судя по прологу, победа над Кнемоном осуществляется благодаря помощи бога Пана. Но в действительности божественное вмешательство оказывается данью традиции, и о нем нигде не упоминается, кроме пролога. Социальная тенденция "Угрюмца" обнаруживается в ее ориентации на крупных землевладельцев (идеализированный образ такого землевладельца представлен отцом Сострата), в стремлении к ликвидации социальных противоречий внутри рабовладельческого класса, в осуждении некоторых принципов демократии, например возможности жить по личному усмотрению и так далее.

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Образ Фауста в немецкой литературе и его интерпретация у Гёте
Основу сюжета составляет легенда о средневековом маге и чернокнижнике Иоанне Фаусте. Он был реально существовавшей личностью, однако уже при его жизни о нём стали складывать легенды. В 1587 году в Германии вышла книга «История доктора Фау ...

Наследство белой вороны
Перед своей смертью Алонсо Кихано, он же Рыцарь Львов, Рыцарь Печального Образа и Дон Кихот, осудил все рыцарские романы и отрекся от всех своих идей. Даже присутствовавший при этом писарь заметил, что «ни водном рыцарском романе не прихо ...

Средства комизма в речи рассказчика – героя в произведениях Зощенко
Исследовав речь рассказчика - героя в произведениях Зощенко, в работе остановимся на наиболее ярких, на наш взгляд, средствах комического, таких как каламбур, алогизм, избыточность речи (тавтология, плеоназм), употребление слов в непривыч ...