Уровни репрезентации и литературные приемы описания
природы в поэтическом творчестве Бориса ПастернакаСтраница 1
Стихи Б. Пастернака — одного из самых выдающихся поэтов XX века — необыкновенные, яркие, образные, музыкальные. Умение в нескольких строках показать живость, удивительную неповторимость самых, казалось бы, обычных явлений дано не каждому. Свою манеру написания Пастернак сам определял как стремление "поймать живое", "мгновенную, рисующую движение живописность".
Текли лучи. Текли жуки с отливом,
Стекло стрекоз сновало по щекам.
Был полон лес мерцаньем кропотливым,
Как под щипцами у часовщика.
"В лесу"
Природе в лирике поэта принадлежит центральное место. Однако это не просто любование пейзажем, не только взгляд со стороны — это глубокое погружение в жизнь, в бесконечные грани кристалла мироздания. Неудивительно, что многие стихи Пастернака несут на себе отблеск редкостной проникновенности, озаренности.
Для того чтобы разграничить где метафорическое описание переходит в онкозиональное понятийное поле, достаточно прочувствовать всю любовь Бориса Пастернака к природе, его внимание к каждой ее детали.
Наметанным глазом внимательный поэт замечает "намокшую воробышком сиреневую ветвь", весенние каштановые шатры, улавливает сходство грачей с обугленными грушами. Увиденные под необычным углом зрения самые привычные картины помогают нам проникнуться ощущением необыкновенной прелести и непостижимости бытия.
Рассвет расколыхнет свечу,
Зажжет и пустит в цель стрижа.
Напоминанием влечу:
Да будет так же жизнь свежа!
В стихотворениях Пастернака природа не умеет быть неживой, неодушевленной, потому что пейзаж здесь существует на равных правах с автором, с людьми вообще. Поэт настолько очеловечивает окружающий мир, что, гуляя с ним по полям, лесам, любуясь закатом, весной, дождем, мы имеем дело, по большей части, не с природными картинами, а с их характерами, внутренней жизнью:
И вот ты входишь в березняк.
Вы всматриваетесь друг в дружку.
Для Пастернака важен не только его собственный взгляд на природу: поэт убежден, что деревья, камни, земля чувствуют настроенного на общение человека, могут объясняться от собственного имени, используя доступные им средства. Именно поэтому в стихотворениях Пастернака природа часто внимательно вглядывается в поэта, или даже перенимает его умение писать.
Отростки ливня грязнут в гроздьях
И долго, долго, до зари
Кропают с кровель свой акростих,
Пуская в рифму пузыри.
Поэт верно замечает, что у природных явлений свои симпатии, характер, даже хобби: гром увлекается фотографией, ручьи поют романс. Сходство с человеком можно найти и у мороза, покрытого гусиной кожей, и у зимы, которая "белой женщиной мертвой из гипса наземь падает навзничь". Внимание к тонкостям, деталям помогает поэту создать точные и незабываемые образы.
Но вот приходят дни цветенья,
И липы в поясе оград
Разбрасывают вместе с тенью
Неотразимый аромат.
Пастернак постоянно ощущает дыхание вселенной. Он убежден, что "и через дорогу за тын перейти нельзя, не топча мирозданья". Поэзия, по мнению Пастернака, растворена в окружающем мире, она везде, она "валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли". Просторы земли поэт сравнивает с внутренностью собора и счастлив от сознания того, что ему удается иногда услышать далекие отголоски хора мироздания.
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.
Отцом поэта был известный художник Леонид Пастернак, матерью - пианистка Розалия Кауфман. Роль биографии в творчестве поэта не случайна: Борис Пастернак создал свою поэтическую систему на принципах и чертах, перенятых у родителей. От отца-художника в поэзии Пастернака - вся яркость и насыщенность красок и образов, а поскольку главная тема его творчества - природа, то и видна эта живописность лучше всего в произведениях о природе:
Полезные статьи:
Театр Вольтера
Драматургическое наследие Вольтера огромно и разнообразно по жанрам, оно состоит из трагедий, прозаических драм, комедий, либретто опер и дивертисментов. Театр Вольтера - это прежде всего и исключительно политическая трибуна. Рассеивать м ...
Вывод
Лопе де Вега творил до конца своей жизни. За несколько дней до смерти он написал великолепную поэму «Золотой век». Он прославил свой народ, его национальную историю, описывая легким, изящным стихом события и нравы современности или строги ...
Игра в шахматы/A Game Of Chess
Необходимо прежде всего рассматривать поэтический отрывок “Смерть Герцогини”,чтобы определить основное направление, в котором развивалась творческая мысль Элиота. Здесь обращает на себя внимание тот факт, что стержневым мотивом для поэта ...