Разделы


Материалы » Репрезентации природы в стихотворениях Б. Пастернака » Уровни репрезентации и литературные приемы описания природы в поэтическом творчестве Бориса Пастернака

Уровни репрезентации и литературные приемы описания природы в поэтическом творчестве Бориса Пастернака
Страница 3

Весною черною горит.

Через состояние природы можно понять любовь лирического героя: таким образом, тема природы присутствует и в любовной лирике Пастернака:

Взгляни, как Альпы лихорадит!

Как верен дому каждый шаг!

О, будь прекрасна, бога ради,

О, бога ради, только так.

"Из поэмы (Два отрывка)"

Кроме того, любовь к самой природе видна во всем творчестве Пастернака:

Яблоне - яблоке, елочке - шишки.

Только не этой. Эта в покое.

Эта совсем не такого покроя.

Это - отмеченная избранница.

Век ее вековечно протянется.

Этой нимало не страшно пословицы.

Ей небывалая участь готовится:

В золоте яблок, как к небу пророк,

Огненной гостьей взмыть в потолок.

Как я люблю ее в первые дни,

Когда о елке толки одни!

"Вальс со слезой"

Все нынешней весной особое.

Живее воробьев шумиха.

Я даже выразить не пробую,

Как на душе светло и тихо.

"Весна"

Лирический герой Пастернака любуется, восхищается природой всегда, а иногда не человек глядит на нее, а сама природа смотрит на человека.

Холодным утром солнце в дымке

Стоит столбом огня в дыму.

Я тоже, как на скверном снимке,

Совсем неотличим ему.

Пока оно из мглы не выйдет,

Блеснув за прудом на лугу,

Меня деревья плохо видят

На отдаленном берегу.

"Заморозки"

Поэт должен жить и творить во имя природы, это его назначение:

Когда ж трава, отряхиваясь, вскочит,

Кто мой испуг изобразит росе

В тот час, как загорланит первый кочет,

За ним другой, еще за этим - все?

"Петухи"

Природа тоже нуждается в поэте, ждет его стихов:

Одна оглядчивость пространства хотела от меня поэм;

Одна она ко мне пристрастна,

Я только ей не надоем.

"Двадцать строф с предисловием"

А бывает и так, что сама природа, подобно поэту, тоже пишет стихи:

Отростки ливня грязнут в гроздьях

И долго, долго, до зари,

Кропают с кровель свой акростих,

Пуская в рифму пузыри.

Особый вопрос - природа и Бог - связь природы и Господа постоянно подчеркивается Пастернаком, природа имеет божественное начало:

А в городе, на небольшом

Пространстве, как на сходке,

Деревья смотрят нагишом

В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят.

Понятна их тревога.

Сады выходят из оград

Колеблется земли уклад:

Они хоронят Бога.

"На Страстной"

Надо сказать, что у Пастернака тема природы связана и с другими общими вопросами, например, с историей: часто описание природы имеет историческое значение или дается в историческом контексте:

Тот год! Как часто у окна

Нашептывал мне, старый, "Выкинься".

А этот, новый, все прогнал

Рождественскою сказкой Диккенса.

Вот шепчет мне: "Забудь, встряхнись!"

И с солнцем в градуснике тянется

Точь-в-точь, как тот дарил стрихнин

И падал в пузырек с цианистым.

Его зарей, его рукой,

Ленивым веяньем волос его

Почерпнут за окном покой

У птиц, у крыш, как у философов.

Ведь он пришел и лег лучом

С панелей, с снеговой повинности,

Он дерзок и разгорячен,

Он просит пить, шумит, не вынести.

"Январь 1919 года"

Мотив революции связан у Пастернака с темой природы. Основной символ революции у Пастернака такой же, как у Блока - метель. Революцию у Пастернака символизирует и поезд, несущийся навстречу природе, незыблемому началу:

Прислушайся к вьюге, сквозь десны процеженной,

Прислушайся к голой побежке бесснежья.

Разбиться им не обо что, и заносы

Чугунной цепью проносятся понизу

Полями, по чересполосице, в поезде,

По воздуху, по снегу, в отзывах ветра,

Страницы: 1 2 3 4


Полезные статьи:

Литературные переводы произведений Байрона
Ты не сгинешь одиноким, Будучи в лице другом, По чертам своим высоким Свету целому знаком. Жребий твой от всех отличен, Горевать причины нет: Ты был горд и необычен В дни падений и побед, Счастья отпрыск настоящий, Знаменитых дед ...

Слово внутри класса слов.
Как только у слова появляется род, слово вступает в морфологические отношения с другими словами. Категория рода определяется по двум признакам - семантическому и морфологическому. Винокур замечает, что Маяковский обычно сохраняет существи ...

О природе фантастического в повести "Вий"
1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходит следующий сборник прозаических произведений — "Миргород" (в двух частях). А.С. Пушкин отмечал в "Современнике": "Г-н ...