Разделы


Материалы » Репрезентации природы в стихотворениях Б. Пастернака » Уровни репрезентации и литературные приемы описания природы в поэтическом творчестве Бориса Пастернака

Уровни репрезентации и литературные приемы описания природы в поэтическом творчестве Бориса Пастернака
Страница 4

Сквозь сосны, сквозь дыры заборов безгвоздых,

Сквозь доски, сквозь десны безносых трущоб.

"Дурной сон"

Если затрагивать тему времен года в поэзии Пастернака, то можно отметить, что наиболее часто встречаются описания зимы, следом - весны, а потом уже - лета и осени, причем если символ зимы - это метель (буран, снег), то символ лета - это гроза ("Июльская гроза", "Наша гроза" и т. д.). Гроза - это проявление стихии, а этот мотив в целом тоже важен в теме природы у Пастернака:

Над шабашем скал, к которым

Сбегаются с пеной у рта,

Чадя, трапезундские штормы,

Когда якорям и портам,

И выбросам волн, и разбухшим

Утопленникам, и седым

Мосткам набивается в уши

Клокастый и пильзенский дым.

Где белое бешенство петель,

Где грохот разосланных гроз,

Как пиво, как жеванный бетель,

Песок осушает взасос.

Стихия свободной стихии

С свободной стихией стиха.

Два дня в двух мирах, два ландшафта,

Две древние драмы с двух сцен.

"Вариации. 1. Оригинальная"

В этом стихотворении видны два мотива, сближающие Пастернака и Тютчева: мотив природной стихии мотив воды (водной стихии).

Если говорить о приемах в изображении природы в поэзии Пастернака. Прежде всего бросается в глаза то, что все описания природы построены по принципу цепочки авторских ассоциаций:

С утра жара. Но отведи

Кусты, и грузный полдень разом

Всей массой хряснет позади,

Обламываясь под алмазом.

Он рухнет в ребрах и лучах,

В разгранке зайчиков дрожащих,

Как наземь с потного плеча

Опущенный стекольный ящик.

Укрывшись ночью навесной,

Здесь белизна сурьмится углем.

Непревзойденной новизной

Весна здесь сказочна, как Углич.

"Ландыши"

Как видно на примере этого отрывка, сравнения в поэзии Пастернака всегда неожиданны и необычны:

Все было тихо, и, однако,

Во сне я слышал крик, и он

Подобьем смолкнувшего знака

Еще тревожил небосклон.

Он вис трезубцем скорпиона

Над гладью стихших мандолин

И женщиною оскорбленной,

Быть может, издан был вдали.

"Венеция"

Такие ассоциации и сравнения обычно столь необычны, что можно говорить о приеме остранения: например, часто рядом с описанием природы мы можем встретить бытовые детали:

Текли лучи. Текли жуки с отливом,

Стекло стрекоз сновало по щекам.

Был полон лес мерцаньем кропотливым,

Как под щипцами у часовщика.

"В лесу"

Все описания природы у Пастернака всегда детализированы и подробны - это, я думаю, ясно из ранее приведенных отрывков.

Многие стихотворения о природе у Пастернака написаны о прошлом, это воспоминания, не утерявшие своей красоты и свежести. Практически все стихотворения этой темы - это мгновенные зарисовки, поэт старается запечатлеть именно нужный ему момент - талант художника дает о себе знать:

Не надо толковать,

Зачем так церемонно

Мареной и лимоном

Обрызнута листва.

Кто иглы заслезил

И хлынул через жерди

На ноты, к этажерке

Сквозь шторы жалюзи.

Кто коврик за дверьми

Рябиной иссурьмил,

Рядном сквозных, красивых

Трепещущих курсивов.

"Давай ронять слова"

Через все творчество Пастернака проходит ощущение волшебства, чуда природы, поэт благодарит небо за свою жизнь и возможность созерцать природу (хотя иногда проскальзывает мотив тайны, непостижимости природы):

Расколышь же душу! Всю сегодня выпень.

Это полдень мира. Где глаза твои?

Видишь, в высях мысли сбились в белый кипень

Дятлов, туч и шишек, жара и хвои.

"Воробьевы горы"

Страницы: 1 2 3 4 


Полезные статьи:

Художественное своеобразие романов И.С. Тургенева
Романное творчество И.С.Тургенева знаменует собой новый этап в развитии русского реалистического романа XIX века. Естественно, что поэтика тургеневских произведений этого жанра всегда привлекала к себе внимание исследователей. Однако до п ...

Теоретические основы исследования. Заголовок. Виды и функции. Классификация заголовков
Заглавие – это имя текста. Существует две типологии газетных заголовков. В первой классификации заглавия различаются в зависимости от того, один или несколько элементов смысловой схемы текста выражает заголовок. По этому признаку выделяю ...

Лопе де Вега (1562—1635)
Светлая, жизнерадостная эпоха Возрождения, пора надежд, благих порывов и большой веры в силы человеческого разума, донесла до первых десятилетий XVII столетия несколько своих титанов. Шестнадцать лет жили в новом столетии Шекспир и Серван ...