Разделы


Материалы » Новые жанры библиографических пособий » Библиографические хрестоматии и антологии

Библиографические хрестоматии и антологии
Страница 1

Второе направление – менее трудоемкий, но при этом эффективный способ донесения знаний из недоступных по каким-то причинам источников. Имеются в виду антологии и хрестоматии, оснащенные библиографическим аппаратом. В середине 1990-х гг. в РГБ планировалась серия хрестоматий «Мир художника», в которой рекомендательная библиография искусства являлась основой для представления жизни и творчества живописцев, архитекторов, музыкантов через публикацию фрагментов их воспоминаний и переписки. Искусствоведческая литература всегда была дефицитом в массовых библиотеках. Хрестоматии вполне могли бы хотя бы на первоначальном уровне компенсировать этот дефицит. К сожалению, проект по ряду причин не был реализован.(4, с. 26)

Первыми хрестоматиями можно считать продолжение успешного библиографического проекта «История государства Российского». В 1996 – 1998 гг. Г.Е. Миронов сделал два выпуска, посвященных истории России с X по XVI в. К проекту подключилась и Российская национальная библиотека, сотрудники которой с 1996 по 2002 г. подготовили восемь выпусков хрестоматий под названием «История государства Российского: жизнеописания», охватив период с IX по XX в. В этих выпусках, библиографы сосредоточили внимание на «персональном составе» отечественной истории. Имеется свод кратких сведений об известных, не очень известных и незаслуженно забытых людях в истории России. Основным структурным элементом каждого очерка является биографическая справка. Авторы не стремились к исчерпывающей информации о каждом герое, их главная цель, – вызвать у читателя интерес к персонажу, побудить к дальнейшему изучению его биографии, а через биографию – истории Отечества. Рекомендуемые материалы принадлежат к различным жанрам. Это и научные исследования, и опубликованные исторические источники, и научно-популярная литература, и исторические романы. После биографической справки, включающей и обзор существующих источников, следует подборка хрестоматийных материалов, за ней – список использованной и дополнительной литературы (в традициях рекомендательной библиографии предпочтение отдается «изданиям, наиболее доступным для широкой читательской аудитории»). В конце книги – перечень основных крупных исследований, имеющих отношение к обозреваемому периоду в целом.

Два выпуска хрестоматии, составленные Г.Е. Мироновым, строились по единому принципу. В каждой книге две части. Первая часть, именуемая «историография», – своеобразный сборник статей и фрагментов из книг различных авторов, которые, дополняя друг друга, всесторонне характеризуют соответствующую эпоху; вторая часть, «источники», предлагает читателю фрагменты текстов летописей, житий святых, фольклорных произведений и т. д. К источникам даются комментарии, обусловленные характером конкретных документов.(4., с.27)

Автор-составитель сообщает читателю об особенностях каждой из частей, подсказывает оптимальные способы знакомства с материалами. Большим достоинством хрестоматий является то, что составитель не ограничился «историей царей», т. е. политической и военной историей государства, а включил в общий контекст историю религии, историю быта, историю архитектуры и изобразительного искусства, историю книжной культуры, историю древнерусской литературы и даже историю естественно-научных представлений в Древней Руси. Ориентируясь на читателя-неспециалиста, которому непросто осваивать серьезные статьи и старинные источники, автор-составитель перемежает их «историческими интермедиями» – занимательно-информационными заметками, устраивая интеллектуальные передышки. Во втором выпуске хрестоматии автор впервые в своей практике в издание для взрослых включил отрывки из книг, написанных в разные времена специально для детей.

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Жанр сказки. Фольклорная и литературная сказка
Еще в первой трети XIX века научная литература о сказке была не слишком богата. Помимо того, что трудов издавалось мало, библиографические сводки показывали следующую картину: больше всего издавалось текстов, довольно много было работ по ...

Поэты
Юнус Эмре (к 1240—1320) Место его рождения неизвестно, но есть сведения, что он был учеником дервиша Тапдук Баба, который обосновался в районе реки Сакарья, примерно по середине между Анкарой и Эскишехиром. Значит, период своего приобщен ...

Структура литературного героя
Литературный герой – персона сложная, многоплановая. Он может жить сразу в нескольких измерениях: объективном, субъективном, божественном, демоническом, книжном (Мастер М.А. Булгакова). Однако в своих отношениях с обществом, природой, дру ...