Разделы


Материалы » Новые жанры библиографических пособий » Библиографические хрестоматии и антологии

Библиографические хрестоматии и антологии
Страница 2

С.П. Бавин пишет: «Прошло несколько лет после категорических требований искоренить «руководство чтением» и дать читателю полную свободу выбора. Г.Е. Миронов, похоже, не слышал этих требований (или не обратил на них внимания) и в новой ситуации книжного рынка, обращается к читателю: «Книг по истории православия, истории и культуре России выходит сегодня великое множество. При кажущейся сложности стоящей перед автором-составителем задачи она чрезвычайно проста: не только подсказать, какую литературу и в какой последовательности целесообразно читать, но и показать прямо (текстом) или косвенно (отбором, композицией) логику развития исторического процесса, показать взаимосвязь истории и культуры и соответствующих исторических источников».

Профессиональное мнение специалиста не посягает на абсолютную свободу выбора: читатель, во-первых, может вообще не брать в руки эти книги или организовывать чтение по собственному усмотрению; во-вторых, никто не вынуждает его соглашаться с «логикой развития исторического процесса», изложенной автором книги (наоборот, библиографы неоднократно призывают читателя критически относиться и к собственным высказываниям, и к позициям историков, изложенным в их работах). Однако давно известно, что свободный поиск информации для целей самообразования малопродуктивен; именно для этих целей на протяжении веков и создаются разного рода сборники, антологии, хрестоматии. Этим целям служат и историко-библиографические очерки, к которым примыкают хрестоматии, дающие возможность читателю получить представление о текстах, которые далеко не всегда оказываются рядом.

Библиографические указатели в сочетании с хрестоматией издавали не только в Москве. Магаданскими учеными создана работа под названием «Варлам Шаламов: трагический Колумб Колымы», в ней помимо собственно библиографии, опубликованы фрагменты автобиографии писателя, его стихи, материала биографического характера.(4, С. 28)

Особенно важна образовательно-просветительская функция рекомендательной библиографии в тех случаях, когда традиционная рекомендация книги и статей абсолютно неэффективна в силу того, что первоисточники просто недоступны обычному читателю. Такая ситуация, сложилась в начале 1990-х гг. в области русской философской мысли. Запрет, существовавший при советской власти на знакомство с этой литературой, был снят. Библиографы, осознавали необходимость организации чтения по этому направлению, но рекомендовать по существу было нечего: книжный рынок не спешил разворачиваться в сторону интеллектуально сложной и экономически не прибыльной литературы. В РГБ возник замысел библиографической антологии «Русские философы», которая должна была познакомить читателей с творческим наследием и биографиями наиболее значительных представителей русской религиозно-философской мысли конца XIX – середины XX в. (4, с. 29)

Библиографическая антология вид рекомендательного библиографического пособия ретроспективного характера и просветительской направленности предназначается для первоначального ознакомления читателей разного уровня подготовки с труднодоступной литературой определенного периода, направления, содержания, имеющей познавательное и общеобразовательное значение.(1)

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Антиутопия Р. Бредбери
Мир Рея Бредбери в романе «451° по Фаренгейту» менее жесток по сравнению с миром, представленным Дж. Оруэллом. Главным преступлением у Бредбери считается чтение книг или хотя бы наличие их дома. Существуют специально отведенные пожарные к ...

Специфика реализации славянского фэнтези в белорусской литературе (на примере произведений Вл. Короткевича)
Фэнтези – жанр, который зародился в западной культуре, постепенно получивший своё развитие и в других культурах, в том числе и в славянской. Нельзя сказать, что этот жанр очень получил развитие в том числе и в белорусской литературе, но в ...

Функции лунного пейзажа в лирических произведениях
В лирических произведениях пейзаж представлен скупее, чем в прозе. Но из-за этого возрастает символическая нагрузка пейзажа. Особенно ярко эта функция отражена в поэзии символистов. Так, для К.Бальмонта , как и для многих других символис ...