Библиографические хрестоматии
и антологииСтраница 3
Антология «Русские философы» построена по персональному принципу. Для трех выпусков, увидевших свет в 1993 – 1996 гг., составители выбрали восемнадцать персонажей, расположив их без какого-то предпочтения в алфавитном порядке: в первом выпуске – от Н.С. Арсеньева до К.Н. Леонтьева, во втором – от К.П. Победоносцева до С.Н. Трубецкого, в третьем – от Н.И. Ульянова до Д.И. Чижевского. С формальной точки зрения антология имеет косвенное отношение к рекомендательной библиографии. Биографические очерки написаны составителями на основе редких и малодоступных источников: библиографические списки, прилагаемые к персональным главам, содержат перечень преимущественно зарубежных публикаций, равно как и избранные тексты философов публикуются по зарубежным изданиям. Библиографы не делают попытки «вписать» свою новую работу в рамки рекомендательной библиографии. Для них важнее сама возможность использовать просветительскую функцию рекомендательной библиографии, чтобы познакомить читателя с неведомыми ему ранее гранями русской свободной религиозно-философской, историософской мысли, бытовавшей в XX в. исключительно за пределами нашей страны.
В антологии «Русские философы» библиографы, обращаясь к пластам востребованной (по тематике), но недоступной (физически) массовому читателю литературы, своими силами организуют первоначальную систему чтения, которая способна сформировать дальнейший интерес к теме. В ситуации, когда творческое наследие деятелей русской религиозно-философской мысли еще не стало так доступно российскому читателю, как в середине 1990-х гг., т. е. при отсутствии книг и статей, которые можно рекомендовать читателю, антология – единственный способ создать «первоначальную общую картину, которая даст читателю минимум знаний и составит первооснову для дальнейшего чтения, углубления и расширения определившихся интересов.
Следующим шагом в развитии антологии «Русские философы» стали тематические сборники статей под тем же названием. Два выпуска сборника «Русские философы: проблема христианства и культуры в истории духовной критики XX века» вышли в 2002 и 2006 гг. Сборники составлены в том же ключе, что и предыдущие книги: читателю предлагается биографический очерк с элементами характеристики творчества, избранные тексты, сюжетно связанные с обозначенной темой, и избранная библиография книги статей. В отличие от трех первых книг сборники снабжены указателями имен всех лиц, упоминающихся на страницах книги.(4, С. 30)
С.П. Бавин теоретически предполагает, что со временем эта антология и тематические сборники могут стать основой (структурой) рекомендательно-библиографического пособия в его более традиционном облике (например, книги биобиблиографических очерков). Во всяком случае, современное состояние отечественного книгоиздания в данной области это уже позволяет сделать.
Антологии наиболее оправданы в тех случаях, когда чисто библиографическая (пресловутая «вторичная») информация оказывается неэффективной в связи со значительными трудностями по ее использованию
Рекомендательная библиография в виде антологий и хрестоматий может оказаться существенным подспорьем в реализации программы «Информация для всех» при двух обязательных условиях: общественной значимости выбираемых тем и массовых тиражах.(4)
Полезные статьи:
Понятие о жанре чиклит. Общая характеристика
Термин «чиклит» был введен американскими писателями Крис Маззой и Джеффри де Шеллом в 1995 году как заголовок к антологии пост феминистской прозы, иначе говоря, художественных произведений второй волны феминизма 90 − х. В этих произ ...
Числа, ноль
Шесть как естественный пpедел
1. В конце pассказа "Вываливающиеся стаpухи" повествователь/наблюдатель pешает отпpавиться на Мальцевский pынок, "где, говоpят, одному слепому подаpили вязаную шаль". Это дало одному из и ...
Новое отношение к достоинству и
благородству человека. "Вы к доблести и к знанью
рождены"
"О вы, разумные, взгляните сами,
И всякий наставленье да поймёт,
Скрытое под странными стихами!"
(Ад, IX, 67)
Всё, что волновало поэта, и о чем он хотел поведать людям, рассказать им в назидание: что он видел и что понял в э ...
