Разделы


Материалы » Лев Николаевич Толстой » «Адвокат 100-миллионного земледельческого народа». Толстой в 80—90-е годы.

«Адвокат 100-миллионного земледельческого народа». Толстой в 80—90-е годы.
Страница 4

«Нехлюдов слушал его хриплый старческий голос, смотрел на эти окостеневшие члены, на потухшие глаза из-под седых бровей . на этот белый крест, которым гордился этот человек, особенно потому, что получил его за исключительно жестокое и многодушное убийство, и понимал, что возражать, объяснять ему значение его слов бесполезно».

Обнажая преступность современного ему общества, Толстой нередко обращается к какой-то одной выразительной детали,которая, много раз повторяясь, при­ковывает внимание читателя к самой сущности социального явления. Та­ков образ «бескровного ребеночка в скуфеечке из лоскутков», которого видит Нехлюдов в деревне. «Ребенок этот не переставая странно улыбал­ся всем своим старческим личиком и все шевелил напряженно искрив­ленными большими пальцами. Не­хлюдов знал, что это была улыбка страдания».

Рисуя государственную машину и жизнь привилегированных классов, Толстой повторяет эпитеты: «чрезвы­чайно учтивые и чистые чиновники», «прекрасный, чистый, учтивый извоз­чик», «прекрасные, учтивые, чистые городовые», «прекрасная, чисто по­литая мостовая», «прекрасные, чис­тые дома», «швейцар в необыкновен­но чистом мундире» и т. д. Эти эпи­теты создают впечатление внешней чистоты паразитического су­ществования, которая- противопоставлена в романе грязной, не­устроенной, голодной жизни простых людей, жизни, где дети в скуфеечках перед скорой голодной смертью старчески улыба­ются .

Вдумчивый художник стремится понять и тех, кто объявил открытую войну порочному обществу, кто идет на каторгу за свои убеждения. Автор причисляет революционеров к разряду людей, которые «стояли нравственно выше среднего уровня об­щества», называет их самыми лучшими людьми. Революционеры вызывают у Нехлюдова сердечное расположение, а по словам Катюши, «таких чудесных людей . она не только не знала, но и не могла себе представить». «Она очень легко и без усилия поняла мотивы, руководившие этими людьми, и, как человек из народа, вполне сочувствовала им. Она поняла, что люди эти шли за народ, против господ; и то, что люди эти сами были господа и жертвовали своими преимуществами, свободой и жизнью за народ, заставляло ее особенно ценить этих людей и восхищаться ими».

В оценке революционеров, данной с точки зрения Катюши, нетрудно уловить и авторское отношение к ним. Обаятельны обра­зы Марии Павловны, Крыльцова, Симонсона. Исключение состав­ляет лишь Новодво-ров, претендующий на положение руководите­ля, с презрением относящийся к народу и уверенный в своей не­погрешимости. Этот человек принес в революционную среду то преклонение перед формой, перед мертвыми догматами в ущерб интересам живых людей, которое царило в бюрократических

кругах. Но не Новодворов определяет нравственный облик ре­волюционеров. Несмотря на глубокие идейные расхождения с ни­ми, Толстой не мог не оценить их нравственный подвиг.

Однако самый принцип насильственного свержения прогнив­шего общественного строя Толстой по-прежнему отвергает. В «Воскресении» сказались не только сила великого реалиста, но и трагические противоречия его страстных исканий.

В конце романа Нехлюдов приходит к горькому выводу: «Все то страшное зло, которое он видел и узнал за это время . все это зло . торжествовало, царствовало, и не виделось никакой возможности не только победить его, но даже понять, как по­бедить его». Вывод, который неожиданно для читателя и для самого себя находит Нехлюдов после всего им виденного и пере­житого, вытекает не из тех картин жизни, которые прошли перед его глазами. Выход этот подсказан книгой, которая оказалась в руках Нехлюдова,— Евангелием. Он приходит к убеждению, что «единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди,— признавать себя всегда виноватыми перед богом и потому неспособными ни нака­зывать, ни исправлять других людей». Ответ на вопрос о том, как уничтожить весь тот ужас, который видел Нехлюдов, оказывается простым: «Прощать цсегда, всех, бесконечное число раз про­щать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были ви­новны .»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Полезные статьи:

Роль женщины в современном обществе в концепции постфеминизма
Для более глубокого понимания сущности феномена «чиклит» необходимо рассмотреть подробнее понятие «постфеминизм», которое появилось в Европе в начале 90-ых годов двадцатого столетия. Его идеологи (среди них испанка Камилла Палья) ратуют з ...

Андре Жид (Andre Gide) 1869–1951. Фальшивомонетчики (Faux-Monnayeurs) — Роман (1926)
Место действия — Париж и швейцарская деревушка Саас-Фе. Время сознательно не уточняется. В центре повествования находятся три семейства — Профитандье, Молинье и Азаисы-Ведели. С ними тесно связаны старый учитель музыки Лалеруз, а также дв ...

Историко-литературные сведения. Понимание массовой литературы в работах литературоведов
В наши дни – дни информационных технологий торжествует постиндустриальное общество. Что оно заключает в себе – этот вопрос давно уже волнует социологов. Какова сейчас культура постиндустриализма? Сегодня наша критика наконец обратила вни ...