Разделы


Материалы » Константиновские пейзажи в лирике Есенина

Константиновские пейзажи в лирике Есенина
Страница 4

Но на склоне наших лет

В отчий дом ведут дороги.

……………

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край задумчивый и нежный,

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Константиновские «горы», или бугры, имеют свои названия: Питиряевский бугор, Попов, Околетый, Данилин. В своих стихотворениях С.А. Есенин по-разному называет местные взгорья: то буграми:

Только ивы под красным бугром

Обветшалым трясут подолом.

То холмами:

Тонет день за красными холмами.

То горами:

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

То крутосклонами:

И дремлет Русь в тоске своей весёлой,

Вцепивши руки в жёлтый крутосклон.

То курганами:

И кивал ей месяц за курганами,

В золотой купаяся пыли.

У Есенина они всегда разного цвета: и жёлтые, и зелёные, и красные, и золотые…Местные холмы, как и река, и луга были для поэта неотъемлемой частью Родины:

Там, где вечно дремлет тайна,

Есть нездешние поля.

Только гость я, гость случайный

На горах твоих, земля.

\ Там, где вечно дремлет тайна. 1925. Там же, с. 88\

Говоря о вечном и приходящем, под словом «гора» он имеет в виду уже не только константиновские холмы, а что-то более ёмкое, общеземное.

В поздней лирике С.А. Есенина, 1924–1925 годов, мы встречаем описание конкретных мест, связанных с его жизнью в родном селе. В стихотворении «Возвращение на родину» (1925 г.) поэт пишет:

Я посетил родимые места,

Ту сельщину, где жил мальчишкой,

Где каланчой с берёзовою вышкой

Взметнулась колокольня без креста.

\Возвращение на родину. 1925. Там же, с. 122\

Колокольня Казанской церкви была видна с любой точки села. Стояла она на самом высоком месте, на берегу Оки. Храм иконы Казанской Божьей Матери был построен в 1779 году архитектором Старовым. «Основным украшением села, – писала А.А. Есенина, – являлась церковь, стоящая в центре. Белая прямоугольная колокольня, заканчивающаяся пятью крестами – 4 по углам и пятый, более высокий, в середине, купол, выкрашенный зелёной краской, придавали ей вид какой-то удивительной лёгкости и стройности». \ А.А. Есенина «Родное и близкое» М. 1979 с. 4\.

Я поверил от рожденья

В Богородицын покров, – писал поэт.

Вся жизнь села была связана с церковью. Здесь крестили, венчали, отпевали. Все церковные обряды соблюдались и семьёй Есениных. Вначале мальчиком на клиросе пел отец поэта, потом венчались молодые Татьяна и Александр Есенины, здесь же трёхдневного крестили третьего ребёнка Есениных. Нарекли Сергеем в честь Сергия Радонежского, память которого отмечалась в тот день. Здесь же отец Иоан отпевал убиенного Сергея, узнав о его гибели. На старом сельском кладбище возле церкви нашёл свою последнюю обитель её настоятель, духовный наставник и учитель Сергея Есенина протоиерей Иван Яковлевич Смирнов.

Стёрта с лица земли могила священника, как, впрочем, и другие старые могилы на прицерковном кладбище. И только как напоминание о прошлом осталась старая могильная плита, древний памятник, на которой любил сидеть Есенин, часами любуясь заокскими далями.

…Да у горы

Высокий серый камень.

Здесь кладбище!

Подгнившие кресты,

Как будто в рукопашной мертвецы

Застыли с распростёртыми руками.

\ Возвращение на родину. 1925. Там же, с. 122\

Восстановлена маленькая часовня на берегу, взметнулась ввысь красавица-колокольня и теперь, как и прежде, радует всех своим малиновым звоном колоколов, собирая прихожан на праздничную службу:

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по берёзкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельного весна.

На резных окошках ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на цветы.

\Троицыно утро. 1914. Там же, с. 34\

После многолетнего забвения вновь ожила Казанская церковь. Первый этап восстановительных работ был начат в 1964 году. «К концу 80-х храм уже готовился принять прихожан, – рассказывает настоятель Казанской церкви протоиерей отец Александр. – Попечителями в ту пору были иеромонахи Иосиф, ныне архимандрит, наместник Соловецкого монастыря, и Пимен, сейчас настоятель храма г. Шацка. Постепенно стали возвращаться старинные храмовые иконы. Были переданы 14 икон возраста 110 -140 лет. Среди них одна из наиболее почитаемых икон святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, имена которых носит предел Казанской церкви». (Из личных бесед автора с настоятелем церкви иконы Казанской Божьей Матери отцом Александром.) А недавно в подвале церкви были найдены еще несколько старинных икон. Надо полагать, Есенин видел эти святые лики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Полезные статьи:

Жизненный путь писателя
Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. В 11 лет стал сиротой и до 1888 года жил у родственников в Казани. Перепробовал много профессий: был посудником на пароходе, работал в иконописной мастерской, десятником. В 1888 уехал из Каза ...

Влияние романтизма на формирование реалистической эстетики.
Значение романтизма как предтечи реалистического искусства во Франции очень велико. Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества. Именно они открыли новый тип героя, вступающего в противоборство с обществом. Они откр ...

Генрих Ибсен
Творчество Ибсена связует века - в буквальном смысле этого слова. Ею истоки - в завершающемся, предреволюционном XVIII веке, в шиллеровском тираноборчестве и в руссоистском обращении к природе и к простым людям. А драматургия зрелого и ...