Разделы


Материалы » Константиновские пейзажи в лирике Есенина

Константиновские пейзажи в лирике Есенина
Страница 6

Мы выпили весь самовар.

По-старому с шубой овчиной

Иду я на свой сеновал.

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень,

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Состарившийся плетень…

/ «Анна Снегина» 1925 г. Там же, с. 136/

Сеновал Есениных находился в старой риге, в самом конце усадьбы.

А дальше, за усадьбой, – перекресток дорог. Одна ведет на Алексеевку, вторая – в Федякино. Вероятно, этот перекресток дорог имел в виду поэт, когда писал, обращаясь к матери:

…Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

/ «Письмо матери» 1924 г. Там же с. 40/

Почему именно эта дорога? Она выходила на околицу, где заканчивалась проселочная дорога, ведущая со станции Дивово. По ней Есенин въезжал в село, попадая на Алексеевку.

Алексеевка – это южная часть села, где находится константиновское кладбище. Там, на околице, находился пруд – излюбленное место сельских ребятишек. Упоминание о пруде мы встречаем неоднократно в лирике С.А. Есенина:

Только ивы над желтым прудом

Обветшалым трясут подолом.

…………………………………….

В три звезды березняк над прудом

Теплят матери старой грусть.

……………………………………….

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

………………………………………….

Об ушедшем над прудом

Пусть тоскует конопляник.

……………………………………………

В синий вечер над прудом

Прослезится конопляник.

И здесь же, слева от пруда стояла ветряная «мельница – бревенчатая птица»:

Время – мельница с крылом

Опускает за селом

Месяц маятником в рожь

Лить часов незримый дождь.

Образ мельницы часто появляется в стихах Есенина. То она ветряная:

Здесь даже мельница,

Бревенчатая птица,

С крылом единственным

Стоит, глаза смежив.

То водяная:

И лишь по-прежнему вода

Шумит за мельницей крылатой.

А в поэме «Анна Снегина» лирический герой, приезжая в гости к мельнику, попадает в не совсем привычную обстановку:

И вот я на мельнице.

Ельник

Усыпан свечьми светляков.

Во многих стихах образ мельницы метафоричен, но все же в его основе лежит реальный факт.

Здесь мы видим картину, не свойственную Константинову: ельник. Значит, эта мельница была где-то за пределами села.

Действительно, константиновцы пользовались двумя мельницами: ближней – за околицей, на Алексеевке, и дальней – за рекой у Селец. На сельской мололи в основном рожь, но чаще возили зерно за реку: дальняя мельница была более производительной, «помольчивой». (В.П. Башков. «В старинном селе над Окой». М.1991 г.) Старожил с. Константиново А.И. Морозова (1910–2002 (?) гг.) при встрече с краеведами нашей школы рассказала о том, что ее отец работал на этой мельнице сторожем. Даже после ее закрытия он не оставил своего поста. Она показала нам также место, где стояла мельница, указав на небольшие ямки от угловых столбов: это слева от центрального входа на Константиноское кладбище.

Дорога на Алексеевку отмечена еще одним небезызвестным фактом: это был последний путь всех сельчан.

Гори, звезда моя, не падай,

Роняй холодные лучи.

Ведь за кладбищенской оградой

Живое сердце не стучит.

1925 г. Там же с. 52.

Последний свой приют на Константиновском кладбище нашли родственники Есенина. Но особо дороги нам могилы отца и деда Сергея Александровича. Оба они пережили своего знаменитого сына и внука. Не надо говорить, какую роль они сыграли в духовном воспитании и формировании мировоззрения юного поэта. Это особенно касается Ф.А. Титова. С его именем и именем бабушки Натальи Евтеевны связаны у Есенина самые теплые воспоминания. Обращаясь к ним в стихах, он всякий раз мысленно возвращается в далекое милое детство:

К теплому свету на отчий порог

Тянет меня твой задумчивый вздох.

Ждут на крылечке там бабка и дед

Резвого внука подсолнечных лет.

Строен и бел, как березка, их внук,

С медом волосьев и бархатом рук.

Только, о друг, по глазам голубым –

Жизнь его в мире пригрезилась им.

Шлет им лучистую радость во мглу

Светлая Дева в иконном углу.

С тихой улыбкой на тонких губах

Держит их внука она на руках.

1917 г.

Прямо от центрального входа в 50 метрах находится могила Александра Никитича Есенина и Аграфены Панкратьевны, его матери. В конце 70-х годов она представляла собой вид могильного холма с установленным кованым крестом в восточной стороне. На табличке было указано только имя А.Н. Есенин. Позднее могилу обнесли оградой и установили гранитную плиту с портретом отца поэта и указанием имен Александра Никитича и Аграфены Панкратьевны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Полезные статьи:

Поэтический мир и миф
В следующих книгах «Версты» и «Ремесло», обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэт ...

Сакральный образ правителя в былинах
Таким же датирующим мотивом является образ Владимира Красное Солнышко. При рассмотрении былинного образа князя выявляется целый ряд архаичных черт, в сочетании с данными зарубежных источников, в первую очередь арабских позволяющих отодвин ...

О природе фантастического в повести "Вий"
1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходит следующий сборник прозаических произведений — "Миргород" (в двух частях). А.С. Пушкин отмечал в "Современнике": "Г-н ...