Библиографические пособия
для всех групп пользователей. Библиографические очеркиСтраница 2
Библиографические очерки – произвольно построенное, разноплановое информационное повествование о литературном явлении с ярко выраженным личностным отношением.
Библиографические очерки порою представляют собой обзор критических и публицистических работ (книг и статей), посвященных тому или иному явлению литературы. Библиограф знакомит читателя с разнообразными, порою разноречивыми оценками и толкованиями произведений, привлекших внимание литературной общественности.(28, с. 85)
Двадцать лет назад ни в массовых библиотеках, ни в домашних собраниях не существовало классических работ по отечественной истории – не было ни Н.М. Карамзина, ни В.О. Ключевского, ни С.М. Соловьева, ни Н.И. Костомарова . Потребовалось несколько лет перестройки в политике и экономике, чтобы библиографы могли взяться за создание серии, назначение которой: воспитание исторического сознания на материале отечественной истории, формирование исторического мышления, патриотических установок у читателей, культуры изучения истории.
В конце 1980-х гг. библиографы Российской Государственной библиотеки (РГБ (тогда еще ГБЛ) СВ. Бушуев и Г.Е. Миронов начали работу над серией историографических очерков «История государства Российского», которая вылилась в трехтомник, охватывающий период с IX по XIX в. Эти очерки оказались во многом новаторской работой, которая вывела рекомендательную библиографию в целом на совершенно иной уровень. Суть замысла авторов, используя весь объем письменных источников, помочь читателям взглянуть на историю Отечества как бы с разных точек – глазами современников событий, современных ученых, писателей разных времен и народов, художников, видеть историю в ее многообразии, научиться читать исторические и литературные памятники, видеть памятники архитектуры и искусства. В ходе характеристики отдельных исторических эпох и периодов авторы-составители стремятся давать характеристику тенденций, закономерностей в развитии истории, общую оценку тех или иных периодов, событий. В то же время в контекст бесед привносятся интересные исторические детали, приметы времени, информация о быте, детали, характеризующие известных исторических деятелей.(4, С. 15 - 16)
Жанр историко-библиографических очерков, находится на стыке традиционных методов рекомендательной библиографии, историографии, источниковедения и исторической публицистики. При его составлении используют элементы историографических методов (рассказ не только о книге, но об истории изучения того или иного периода, явления, истории открытия, дискуссиях), источниковедческих (рассказ о летописях, сказаниях, иконах – как исторических источниках и как источниках для изучения истории) и библиографических, поскольку одна из главных задач очерков – стимулировать чтение исторической литературы. При этом библиография пропагандируется с помощью фактографии, а фактография (факты отечественной истории) – с помощью библиографии. Возникает привлекательный для читателя синтез разговора о факте (событии) и интерпретирующей сей факт книге.
Главным отличием историко-библиографических очерков от традиционных рекомендательно-библиографических пособий является порядок организации материала. В первом томе «Истории государства Российского» рекомендуется около 350 книг, причем многие «используются» неоднократно, в разных разделах и главах. При этом книги – из самых различных областей знаний: это научные и научно-популярные книги по истории, искусствоведению, краеведению, музееведению, литературоведению, произведения художественной литературы, альбомы и т. д. Невозможно представить, чтобы все они были выстроены в алфавитный ряд традиционного рекомендательно-библиографического указателя (даже при наличии разработанной структуры). Совсем иное дело, когда книги «появляются» в ходе специально организованной тематической беседы(4, с. 17).
Полезные статьи:
Родину можно унести с собой
Не заколачивай в стену гвоздя,
Сбрось пиджак прямо на стул.
Зачем делать запасы на несколько дней?
Ведь ты завтра вернешься домой.
Незачем саженец поливать.
Стоит ли здесь выращивать дерево?
Оно до ступеньки не дорастет,
А ты уже ...
История любви Александра Пушкина и Натальи Гончаровой
Наталию Гончарову называли злым гением великого поэта и обвиняли в его смерти. Утверждали, что она никогда не любила Пушкина и ничего не понимала в поэзии. Говорили, что их брак был браком по расчету. Никто не хотел замечать, что Пушкин и ...
Основная часть
Цель
моей исследовательской
работы - определить, насколько пьеса Е.Л.Шварца «Тень» - произведение самостоятельное.
Будучи знакомой с таким яркими, неординарным произведениями Евгения Львовича, как «Обыкновенное чудо», я предположила, чт ...