Разделы


Материалы » Новые жанры библиографических пособий » Библиографические пособия для всех групп пользователей. Библиографические очерки

Библиографические пособия для всех групп пользователей. Библиографические очерки
Страница 4

Другой пример развития библиографических очерков – сборник библиографических очерков «Судьбы поэтов серебряного века». Ситуация, которая сложилась к концу 1980-х гг. в отношении к такой области отечественной словесности, как русская литература конца XIX – начала XX в., близка к ситуации с истерической литературой, вызвавшей появление очерков «История государства Российского». Его создание, обусловлено рядом объективных причин. Среди них – появление значительного количества материалов по истории русской литературы начала XX в., неизвестных широкой публике, неудовлетворительное состояние отечественного литературоведения в этой области и, что немаловажно, повышенный читательский интерес к упомянутому периоду отечественной культуры. Литературная рекомендательная библиография советского периода могла предложить читателю избранную информацию о «признанных классиках»(4, с.20).

Появившиеся в конце 80-х – начале 90-х гг. публикации художественных текстов, а также документов (архивных биографических и мемуарных материалов, новых и «возвращенных» исследований) позволили библиографам пересмотреть, а в ряде случаев заново создать историко-литературный и биографический контекст, способствующий более полному восприятию как признанных классиков этого периода, так и тех поэтов, чье творчество отсутствовало в массовом чтении либо было представлено в искаженном виде В очерках «Судьбы поэтов серебряного века» авторы стремились показать именно судьбы тех, в чьем творчестве наиболее полно нашла выражение атмосфера этого уникального периода отечественной культуры. Очерки в популярной форме представляют биографию и творческий путь поэтов целиком, от начала и до конца, вне зависимости от того, какой частью вошла в них эпоха серебряного иска.(10, с. 38)

Книга содержит 34 очерка. Ее авторы, следуя традициям рекомендательной библиографии, ограничились творчеством тех поэтов, персональные сборники которых изданы и переизданы в последние годы. Больший диапазон имен представлен в приложении, где перечислены антологии и сборники поэзии конца XIX – начала XX в., а также названы мемуары и очерки современников, общие работы отечественных литературоведов 1970–1990-х гг.

С.П. Бавин пишет об отношении М.И. Давыдовой к пособию «Судьбы поэтов серебряного века». М.И. Давыдова рассматривала это издание с другой точки зрения, она упрекает авторов в том, что они не удосужились указать жанр своей работы. Она усматривает ее преемственность с предшествующими рекомендательно-библиографическими пособиями и утверждает, что «общие для изданий подобного рода просветительские задачи решаются в этот раз на новом уровне, в соответствии с духом времени, и те тенденции, которые зарождались и подспудно формировались прежде, получили более законченное выражение»(10, С. 39)

М.И. Давыдова писала о том, что библиографы стремятся сделать свою работу не только источником информации, но и в какой-то мере самодостаточным изданием.

М.И. Давыдова подметила тенденцию, которая могла привести к частичной смене парадигмы всей литературной рекомендательной библиографии. В «Судьбах поэтов серебряного века» реализованы основные принципы, определяющие пропедевтическую функцию литературной рекомендательной библиографии – аналитичность и ассоциативность, сочетание которых, дополняемое весьма обширным цитированием художественных и нехудожественных текстов, формирует разветвленную систему кон нотационных связей, что и обеспечивает ощущение самодостаточности текста очерка. Дополнительным аргументом в эту пользу служит впервые примененный в практике литературной рекомендательной библиографии прием – сопровождение очерков поэтическими антологиями

Страницы: 1 2 3 4 5


Полезные статьи:

Уровни репрезентации и литературные приемы описания природы в поэтическом творчестве Бориса Пастернака
Стихи Б. Пастернака — одного из самых выдающихся поэтов XX века — необыкновенные, яркие, образные, музыкальные. Умение в нескольких строках показать живость, удивительную неповторимость самых, казалось бы, обычных явлений дано не каждому. ...

«Звезда Севильи» (1623)
Остановимся еще на одной пьесе Лопе де Вега — «Звезда Севильи». Теперь перед нами предстанут не простые крестьяне, а богатые, знатные люди. И у них бывают беды, и они испытывают притеснения еще более богатых, еще более знатных. Здесь тоже ...

Вместо предисловия
После смерти Бертольта Брехта прошло немало лет… Предсказания недоброжелателей не оправдались: драматургия и поэзия Брехта не только не ушли в прошлое, но с каждым годом приобретают все большее число друзей. Идеи Брехта по-прежнему совре ...