Разделы


Материалы » Новые жанры библиографических пособий » Библиографические пособия для всех групп пользователей. Библиографические очерки

Библиографические пособия для всех групп пользователей. Библиографические очерки
Страница 4

Другой пример развития библиографических очерков – сборник библиографических очерков «Судьбы поэтов серебряного века». Ситуация, которая сложилась к концу 1980-х гг. в отношении к такой области отечественной словесности, как русская литература конца XIX – начала XX в., близка к ситуации с истерической литературой, вызвавшей появление очерков «История государства Российского». Его создание, обусловлено рядом объективных причин. Среди них – появление значительного количества материалов по истории русской литературы начала XX в., неизвестных широкой публике, неудовлетворительное состояние отечественного литературоведения в этой области и, что немаловажно, повышенный читательский интерес к упомянутому периоду отечественной культуры. Литературная рекомендательная библиография советского периода могла предложить читателю избранную информацию о «признанных классиках»(4, с.20).

Появившиеся в конце 80-х – начале 90-х гг. публикации художественных текстов, а также документов (архивных биографических и мемуарных материалов, новых и «возвращенных» исследований) позволили библиографам пересмотреть, а в ряде случаев заново создать историко-литературный и биографический контекст, способствующий более полному восприятию как признанных классиков этого периода, так и тех поэтов, чье творчество отсутствовало в массовом чтении либо было представлено в искаженном виде В очерках «Судьбы поэтов серебряного века» авторы стремились показать именно судьбы тех, в чьем творчестве наиболее полно нашла выражение атмосфера этого уникального периода отечественной культуры. Очерки в популярной форме представляют биографию и творческий путь поэтов целиком, от начала и до конца, вне зависимости от того, какой частью вошла в них эпоха серебряного иска.(10, с. 38)

Книга содержит 34 очерка. Ее авторы, следуя традициям рекомендательной библиографии, ограничились творчеством тех поэтов, персональные сборники которых изданы и переизданы в последние годы. Больший диапазон имен представлен в приложении, где перечислены антологии и сборники поэзии конца XIX – начала XX в., а также названы мемуары и очерки современников, общие работы отечественных литературоведов 1970–1990-х гг.

С.П. Бавин пишет об отношении М.И. Давыдовой к пособию «Судьбы поэтов серебряного века». М.И. Давыдова рассматривала это издание с другой точки зрения, она упрекает авторов в том, что они не удосужились указать жанр своей работы. Она усматривает ее преемственность с предшествующими рекомендательно-библиографическими пособиями и утверждает, что «общие для изданий подобного рода просветительские задачи решаются в этот раз на новом уровне, в соответствии с духом времени, и те тенденции, которые зарождались и подспудно формировались прежде, получили более законченное выражение»(10, С. 39)

М.И. Давыдова писала о том, что библиографы стремятся сделать свою работу не только источником информации, но и в какой-то мере самодостаточным изданием.

М.И. Давыдова подметила тенденцию, которая могла привести к частичной смене парадигмы всей литературной рекомендательной библиографии. В «Судьбах поэтов серебряного века» реализованы основные принципы, определяющие пропедевтическую функцию литературной рекомендательной библиографии – аналитичность и ассоциативность, сочетание которых, дополняемое весьма обширным цитированием художественных и нехудожественных текстов, формирует разветвленную систему кон нотационных связей, что и обеспечивает ощущение самодостаточности текста очерка. Дополнительным аргументом в эту пользу служит впервые примененный в практике литературной рекомендательной библиографии прием – сопровождение очерков поэтическими антологиями

Страницы: 1 2 3 4 5


Полезные статьи:

Принципы композиции в романах Стендаля и Бальзака.
Бальзак : он уделяет огромное внимание вопросам композиции романа. Бальзак вовсе не отказывается от необычных ситуаций, от сложной интриги, от острых положений, характерных для романтического романа. Но сложным, запутанным, порой совершен ...

Творчество
Мир комедий М. — частные повседневные отношения; его действующие лица — заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преоблада ...

Огненная проповедь/ The Fire Sermon
Глава третья, озаглавленная “The Fire Sermon”, на первый взгляд лишь повторяет все то, о чем повествователь, правда, на языке иных метафорических образов, говорил в главе “Игра в шахматы”: чувственность человека есть причина его опустошен ...