Разделы


Материалы » Новые жанры библиографических пособий » Библиографические пособия для всех групп пользователей. Библиографические очерки

Библиографические пособия для всех групп пользователей. Библиографические очерки
Страница 5

М.И. Давыдова выразила опасение, что литературная рекомендательная библиография может утратить свою специфику. (10, С. 39)

М. И Давыдова говорит о рекомендации произведений в сборнике «Судьбы поэтов серебряного века». Рекомендация творчества писателя может приобретать форму персоналии, т. е. очерка о творчестве, сопровождаемого списком изданий произведений и литературы о писателе, либо форму обзора о нескольких писателях одной эпохи. Решение о том, посвящать ли автору раздел-персоналию или представить его в обзоре, определяется как значением творчества, так и – в меньшей мере – наличием современных изданий его произведений. Иногда одни писатели представлены разделами персоналиями, а другие упоминаются при рекомендации антологий, сборников. Так, в книге помещены персоналии 34 поэтов — их авторские сборники изданы и переизданы в последние годы. Такой принцип отбора «не формальный» если сборники появились, поэт привлекает внимание общественности. Однако в иных случаях — и это делалось не раз — в рекомендательные указатели включали персоналию писателей, даже если есть только публикации в журналах и коллективных сборниках. В книге нет персоналий И. Бунина, В. Рождественского, хотя издания можно было найти и при желании непременно представить их творчество в виде персоналии. Однако авторы сочли более целесообразным упомянуть их только при рекомендации антологий и коллективных сборников.(30, с74)

Развернутый историко-литературный контекст и обильное цитирование – характерные признаки такого библиографического произведения, как сборник биобиблиографических очерков М.Е. Бабичевой «Писатели второй волны русской эмиграции» (2005). Это первое в отечественной литературной библиографии и одно из первых в отечественном литературоведении исследование о судьбе и творчестве русских писателей, оказавшихся за границей в результате Второй мировой войны и долгие годы пребывавших за «железным занавесом», вне связи с отечественным читателем. Писатели русской послевоенной эмиграции в своих произведениях отразили эту ситуацию, а также поведали о многих аспектах Второй мировой войны, которые на их родине долгое время замалчивались. Замалчивалось и само существование этих писателей.

Книга состоит из большой статьи, где анализируется сам феномен рассматриваемой части отечественной словесности, четырнадцати персональных глав и обзорной главы об эмигрантской драматургии этого периода. Все персональные главы строятся по единому образцу: сведения об авторе и его творческом пути, анализ наиболее значимых произведений и возможно полная библиография его изданий (книги и журнальные публикации за рубежом и в современной России) и литературы о нем.

Особенность этого пласта отечественной словесности – его относительно слабая распространенность в массовом чтении. При отсутствии книг (многие упоминающиеся в сборнике произведения опубликованы только в зарубежной русскоязычной периодике) включение развернутых цитат – единственный способ дать читателю относительно полное представление о стиле и творческой манере неизвестных писателей.

Примеры можно продолжать, но суть очерков, ясна: библиографические пособия могут являться самодостаточными источниками нового знания и в сжатом виде нести большой объем информации, делая ее доступной достаточно широкому кругу пользователей библиотек, но серьезным препятствием на этом пути в настоящее время являются тиражи изданий. Если пособия конца 1980-х – начала 1990-х гг. публиковались тиражом от 30 тыс., до 50 тыс. экз., то в начале XXI в. тираж составляет от 300 до 700 экз., что, существенно снижает эффективность рекомендательно-библиографической деятельности в этом направлении.(4, С. 25 - 26)

Страницы: 1 2 3 4 5 


Полезные статьи:

Виктор Ерофеев. Мысли о Камю
Альбер Камю -- одна из ключевых фигур литературной жизни во Франции послевоенного времени, властитель дум целого поколения, прозаик, эссеист, драматург, журналист, участник подпольного Сопротивления, лауреат Нобелевской премии по литерату ...

Талант, не узнанный школой
В Нежинской гимназии Гоголь держался особняком и не отличался особенным прилежанием. Учитель латинского языка Иван Григорьевич Кулжинский, единственный педагог, оставивший о Гоголе свои воспоминания, сообщает: "Он учился у меня три г ...

Тема Ватерлоо у Стендаля и Теккерея.
Стендаль : Сцена сражения при Ватерлоо – особое значение в «Пармской обители». На первый взгляд кажется, что это всего лишь вставной эпизод, но он имеет решающее значение для последующего хода сюжета романа. Описание битвы в «Пармской об ...