Разделы


Материалы » Новые жанры библиографических пособий » Рекомендательные библиографические пособия для детей

Рекомендательные библиографические пособия для детей
Страница 4

Совершают ошибку те, кто адресует библиографическое пособие одновременно и детям, и руководителям их чтения. Это разные категории читателей, и у каждой из них свои требования к информации. Если рекомендательное библиографическое пособие обращено к детям и составлено интересно, любой взрослый найдет в нем интересное и для себя. Но если ребенок возьмет в руки пособие, адресованное детям от 5 до 15 лет и одновременно взрослым (например, биографический словарь «Писатели нашего детства»), то обилие, сложность и разноплановость информации лишь отвратят его от нее. Получается, что библиографическое пособие вроде бы и есть, но дети им не пользуются. Сам стиль изложения для них должен быть другим, необходимы игровые приемы, элементы занимательности, ориентация на конкретный возраст, особые способы привлечения внимания, красочность и иллюстративность и многое другое, чтобы ребенок получил пользу от такого пособия.

Рекомендации по созданию библиографических пособий для семейного чтения изложены в статье Ю. Скуридиной библиотекаря младшего отдела Липецкой областной детской библиотеки. Одним из важных компонентов семейного чтения является рекомендательная библиография. Как дети, так и родители нуждаются в помощи при отборе книг для чтения. Рекомендательная библиография также может помочь родителям направить внимание ребенка на то, что заведомо должно его заинтересовать, привлечь к чтению, ориентировать на творческое, обдумывающее восприятие произведений. Цель рекомендательной библиографии – развитие и углубление читательских интересов, формирование новых запросов читателей, определение круга чтения. (39, с. 34)

Большое значение для родителей имеет оказание помощи в определении круга детского чтения (КДЧ). На подбор литературы заметное влияние оказывает то время, в которое живет читатель: его идеи, идеалы, запросы. Выбирая книгу для детского чтения, нужно думать о направленности произведений на формирование позитивных эмоций ребенка. КДЧ не может и не должен быть одинаковым для всех детей младшего возраста. Вариативность детского чтения играет положительную роль, так как способствует сохранению уникальности ребенка-читателя. Но при этом есть целый ряд произведений, являющихся обязательными в КДЧ, ставших классикой детской литературы. (39, с. 34)

Исходными для формирования КДЧ являются психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные принципы. Психологические:

· учет возрастных особенностей детей;

· учет особенностей восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Педагогические:

· доступность;

· наглядность;

· занимательность, динамичность сюжета;

· воспитательная ценность произведений.

Литературоведческие:

· наличие в КДЧ всех жанров детской литературы: загадки, пословицы, сказки, стихотворения, пьесы;

· наличие разных видов литературы: познавательной, художественной, учебной.

Историко-литературные:

· непременное наличие в КДЧ произведений как русской литературы, так и литературы народов мира; при этом надо обращать внимание не только на историю литературы, на произведения, прошедшие читательский отбор, но и на современные книжки, которые пишутся на глазах живущего поколения;

· тематическое разнообразие произведений; литература ведет разговор с читателями обо всем, и все темы должны быть в детском чтении: игры и игрушки, природа, взаимоотношения детей и взрослых, детей в коллективе, дружба, семья, честь и долг, тема войны, исторического прошлого и т. д.;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Полезные статьи:

Образ Фауста в немецкой литературе и его интерпретация у Гёте
Основу сюжета составляет легенда о средневековом маге и чернокнижнике Иоанне Фаусте. Он был реально существовавшей личностью, однако уже при его жизни о нём стали складывать легенды. В 1587 году в Германии вышла книга «История доктора Фау ...

Что надо понимать под определением литературный образ?
Литературный образ – словесный образ, оформленный в слове, та своеобразная форма отражения жизни, которая присуща искусству. Итак, образность – центральное понятие теории литературы, оно отвечает на самый основной её вопрос: в чём сущнос ...

Заключение.
Мир Тютчева многомерен, беспределен, исполнен пугающей тайны и победоносного величия одновременно: надежда столь же жива в человеке, как и безнадежность, жажда познания не менее сильна, чем невозможность абсолютного познания. Тютчев утвер ...