Творчество В.М. Мухиной-ПетринскойСтраница 2
В Камышине впервые перед пятилетним ребёнком предстали зло, враждебная стихия сперва в образе страшного, разъярённого быка, сорвавшегося с привязи на сельскохозяйственной ярмарке. А спустя несколько лет в страшной сцене кровавого самосуда, когда «такие смирные люди, провинциалы» неожиданно обнаружили свой зловещий мещанский лик: тогда и зародились в маленькой свидетельнице этих событий отвержение всякой жестокости.
Всё пережитое маленькой Валей пригодилось в творчестве сполна. Что не было пережито самой, увидела, когда переживали другие.
Чудо проникновения в чужую, полную боли душу было неразрывно связано с одной из самых глубоких радостей детства – с библиотекой. Валентина Михайловна очень любила читать. Детское чтение послужило основой широкого, в дальнейшем постоянном пополняемого образования. С восьми лет начала читать Диккенса, с девяти – Достоевского. Мотив библиотеки, радостного обладания книгами проходит едва ли не через все произведения Мухиной-Петринской. И это не случайно. Бывает, что прочитанное быстро улетучивается из памяти. У маленькой Вали получалось иначе. У неё обнаружилась исключительно хорошая, прямо-таки редкая способность так углубиться в книгу, чтобы запомнились запутанная коллизия, образы героев, даже подробности пейзажа. Но это не всё. Она быстро научилась пересказывать прочитанное, по-своему его обрабатывая, интерпретируя. Валентина Михайловна была очень хорошим рассказчиком, её заслушивались. Это умение не раз помогло ей в сложных жизненных ситуациях.
Значительное число романов и повестей Валентины Михайловны написаны от первого лица. «Плато доктора Черкасова» начинается признанием подростка в непреодолимой потребности рассказать о событиях необычайных. Непреодолимая потребность рассказывать о необычайных событиях есть талант В.М. Мухиной-Петринской.
Первый свой рассказ Валентина Михайловна написала в детстве. Рассказ сохранился, заботливо спрятанный Марией Кирилловной среди дорогих семейных бумаг и документов. Он назывался «Бесприютный» и рассказывает о беспризорнике, замерзающем в холодную осень. В мировой литературе мы встречаемся с разными побудителями к творчеству: начинают писать из любви, из одиночества, из страха. Девяти- или десятилетняя Валя Мухина написала свой первый рассказ из сочувствия к ребенку – именно это сквозило в ее творческом порыве. Годы спустя Паустовский отметил у нее «сердечность по отношению к детям»: эта ее черта не развеялась, а укрепилась. В.М. Мухина-Петринская говорит о себе: «Как личность я сложилась именно в детстве. Более того, мое детство было как бы увертюрой к взрослой жизни. То есть в нем в сжатой форме проявились, наметились все черты Будущего…» тяга к творчеству уже в детские годы казалась ей непреодолимой потребностью. С детства знала, кем хочет стать – писателем. «Вся моя биография и заключается в страстном стремлении к этой цели, несмотря на все препятствия, вырастающие передо мной, как крутые горы», - написала она в «Краткой автобиографии» при вступлении в Союз писателей.
Чего только не довелось испытать В.М. Мухиной-Петринской, прежде чем она осуществила мечту своего детства! Где только не побывала, каких не перепробовала занятий!
В 1927 году семья Мухиных переехала в Саратов. Михаила Михайловича пригласили работать в Государственный банк. Валентина Михайловна решила поступить в университет имени Чернышевского на исторический факультет. Сдала экзамены, но в списке студентов её не оказалось: преимущество имели дети рабочих и неимущих крестьян. Она же была дочерью служащего. В этом же году поступила в зооветеринарный… Не туда, куда хотела, но всё-таки стала учиться. Отцу предложили пост управляющего банком на Алданских золотых приисках. Пришлось бросить учёбу и уехать с семьёй в далёкую Якутию. Шла зима 1929 года.
Полезные статьи:
Теория и практика "эпического театра" Б. Брехта
Бертольта Брехта можно по праву назвать талантливым немецким писателем, теоретиком искусства, театральным и общественным деятелем. Творческое наследие Бертольта Брехта не утрачивает своей притягательной силы с течением времени. В конце ве ...
Образы финансистов в творчестве Бальзака и Флобера.
Бальзак:
у Бальзака почти в каждом романе «Человеческой комедии» нашего списка встречается образ финансиста. В основном, это ростовщики, живущие неистовой страстью денег, но и некоторые другие представители буржуазии.
Создавая образ сво ...
Обзор степени изученности данной темы, применительно к творчеству Ф.
Амирхана
Произведения Амирхана завоевали большую популярность среди литературной общественности того времени. О Ф.Амирхане с большим уважением писали Г.Тукай, Г.Ибрагимов, Г.Камал и другие признанные деятели татарской литературы. Известно также, ч ...