Разделы


Материалы » Творчество В.М. Мухиной-Петринской

Творчество В.М. Мухиной-Петринской
Страница 2

В Камышине впервые перед пятилетним ребёнком предстали зло, враждебная стихия сперва в образе страшного, разъярённого быка, сорвавшегося с привязи на сельскохозяйственной ярмарке. А спустя несколько лет в страшной сцене кровавого самосуда, когда «такие смирные люди, провинциалы» неожиданно обнаружили свой зловещий мещанский лик: тогда и зародились в маленькой свидетельнице этих событий отвержение всякой жестокости.

Всё пережитое маленькой Валей пригодилось в творчестве сполна. Что не было пережито самой, увидела, когда переживали другие.

Чудо проникновения в чужую, полную боли душу было неразрывно связано с одной из самых глубоких радостей детства – с библиотекой. Валентина Михайловна очень любила читать. Детское чтение послужило основой широкого, в дальнейшем постоянном пополняемого образования. С восьми лет начала читать Диккенса, с девяти – Достоевского. Мотив библиотеки, радостного обладания книгами проходит едва ли не через все произведения Мухиной-Петринской. И это не случайно. Бывает, что прочитанное быстро улетучивается из памяти. У маленькой Вали получалось иначе. У неё обнаружилась исключительно хорошая, прямо-таки редкая способность так углубиться в книгу, чтобы запомнились запутанная коллизия, образы героев, даже подробности пейзажа. Но это не всё. Она быстро научилась пересказывать прочитанное, по-своему его обрабатывая, интерпретируя. Валентина Михайловна была очень хорошим рассказчиком, её заслушивались. Это умение не раз помогло ей в сложных жизненных ситуациях.

Значительное число романов и повестей Валентины Михайловны написаны от первого лица. «Плато доктора Черкасова» начинается признанием подростка в непреодолимой потребности рассказать о событиях необычайных. Непреодолимая потребность рассказывать о необычайных событиях есть талант В.М. Мухиной-Петринской.

Первый свой рассказ Валентина Михайловна написала в детстве. Рассказ сохранился, заботливо спрятанный Марией Кирилловной среди дорогих семейных бумаг и документов. Он назывался «Бесприютный» и рассказывает о беспризорнике, замерзающем в холодную осень. В мировой литературе мы встречаемся с разными побудителями к творчеству: начинают писать из любви, из одиночества, из страха. Девяти- или десятилетняя Валя Мухина написала свой первый рассказ из сочувствия к ребенку – именно это сквозило в ее творческом порыве. Годы спустя Паустовский отметил у нее «сердечность по отношению к детям»: эта ее черта не развеялась, а укрепилась. В.М. Мухина-Петринская говорит о себе: «Как личность я сложилась именно в детстве. Более того, мое детство было как бы увертюрой к взрослой жизни. То есть в нем в сжатой форме проявились, наметились все черты Будущего…» тяга к творчеству уже в детские годы казалась ей непреодолимой потребностью. С детства знала, кем хочет стать – писателем. «Вся моя биография и заключается в страстном стремлении к этой цели, несмотря на все препятствия, вырастающие передо мной, как крутые горы», - написала она в «Краткой автобиографии» при вступлении в Союз писателей.

Чего только не довелось испытать В.М. Мухиной-Петринской, прежде чем она осуществила мечту своего детства! Где только не побывала, каких не перепробовала занятий!

В 1927 году семья Мухиных переехала в Саратов. Михаила Михайловича пригласили работать в Государственный банк. Валентина Михайловна решила поступить в университет имени Чернышевского на исторический факультет. Сдала экзамены, но в списке студентов её не оказалось: преимущество имели дети рабочих и неимущих крестьян. Она же была дочерью служащего. В этом же году поступила в зооветеринарный… Не туда, куда хотела, но всё-таки стала учиться. Отцу предложили пост управляющего банком на Алданских золотых приисках. Пришлось бросить учёбу и уехать с семьёй в далёкую Якутию. Шла зима 1929 года.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Полезные статьи:

Фразеологическая единица. Стилистическое использование фразеологических единиц
Фразеологизм, фразеологическая единица или фразема— устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеолог ...

«Звезда Севильи» (1623)
Остановимся еще на одной пьесе Лопе де Вега — «Звезда Севильи». Теперь перед нами предстанут не простые крестьяне, а богатые, знатные люди. И у них бывают беды, и они испытывают притеснения еще более богатых, еще более знатных. Здесь тоже ...

Художественный анализ сатирической повести В. Шукшина «Энергичные люди»
Сатирические произведения «Энергичные люди», «До третьих петухов», «А по утру они проснулись…» переносят нас в почти инопланетный мир, мир фантастики, один из излюбленных жанров Шукшина. Этот мир заселен реальными существами, живущими по ...