Разделы


Материалы » Творчество В.М. Мухиной-Петринской

Творчество В.М. Мухиной-Петринской
Страница 4

В Москве Мухина-Петринская случайно услышала разговор двух командиров Красной Армии. «Командиры шептали о том, что Сталин буквально обезглавливает армию, уничтожает её лучших, способнейших, талантливейших военачальников».

То, что они говорили о Сталине, не для кого не было новостью. « Какое несчастье для родины, что так рано умер Ленин и что, несмотря на его протест, в своё время партия допустила хитрого, неумного, завистливого, жестокого Сталина к необузданной власти, какой не было ни у одного императора. Аресты шли каждую ночь, почти в каждом доме. На заводах, в учреждениях, школах, университетах, академиях. Уничтожались самые способные, самые талантливые. Иногда для ареста было достаточно, что этот человек – личность».

«В Саратовском отделении Союза писателей нашёлся свой злой дух – Вадим Земной. Бездарный, завистливый поэт. По его доносам посадили более ста невинных людей. Сначала он «сажал» по одному, но с1936 года стал «сажать пачками».

Валентину Михайловну в той «группе» 4 октября 1937 года, на месяц позже, чем было запланировано.

Тот день выдался совсем летним – солнечный, жаркий. Валентина Михайловна собиралась к редактору газеты.

«Из дома мы вышли вместе с мамой. Дошли до Крытого рынка. Я поцеловала её и перешла на другую сторону улицы. Но почему-то ещё раз перебежала улицу и ещё несколько раз поцеловала крепко, крепко. Когда уходила, оглянулась, мама всё смотрела мне вслед и махала рукой. Нескоро она меня увидела вновь».

Валентину Михайловну арестовали на улице. В НКВД ей предъявили обвинение: попытка «реставрации капитализма методом террора и диверсии». Мухиной-Петринской предложили подписать протокол

« «О господи! Какой идиотизм», - подумала я, и вдруг мне стало так смешно, что я, не выдержав, громко расхохоталась», - вспоминает Валентина Михайловна.

Тогда писательница ещё не знала, что ей всё равно придётся подписать этот протокол. На всех допросах она держалась с достоинством и мужеством. Но потом приказали не давать ей спать для того, чтобы сломить её и заставить подписать протокол. Её запирали в подвальную комнату, похожую на пустой колодец. « Пол и стены были мокрые, в какой-то слизи, потом допрос, а затем снова колодец. Так продолжалось девять дней. Валентина Михайловна не выдержала этой пытки и подписала».

« - Валентина Михайловна сейчас как птица, у которой отрезали крылья», - сказал один следователь.

На что она ответила: « Сравнение неверно, ведь я человек, а не птица. Крылья человека – это его душа, его личность, и этого никто не может отнять, никакая на свете тюрьма, если он сам не отдаст свою душу, своё «я» . А я никогда не перестану быть сама собой…»

Валентину Михайловну приговорили к десяти годам тюремного заключения.

В течение долгих лет Валентине Михайловне предстояло видеть только клочок неба. « Кусочек неба над Волгой, перекрещенный решёткой. Окно было закрыто щитком, всё же клочок неба был виден. К окну подходить не разрешалось. Лежать днём не разрешалось. Подъём в семь утра, отбой в одиннадцать вечера. Осенью и зимой утомительно хотелось спать Спасали книги и беседа – тихая, чтоб не услышали за дверью и не сделали замечания».

У Валентины Михайловны от природы громкий голос и её сразу же по приезде лишили права переписки за громкий разговор.

Теперь у Валентины Михайловны не было имени, был только номер 37 дробь 2.

Показаниями старались выбить из заключенных излишний оптимизм. Лишали библиотеки только за то, что якобы они подчеркивали ногтём фразы, а они этого не делали. За оптимистичные разговоры сажали в карцер. Такова была ярославская тюрьма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Полезные статьи:

"Панорама москвы"
«Панорама Москвы» – юношеское сочинение Лермонтова. В него он вложил свой юношеский творческий опыт, свои раздумья. В «Панораме Москвы» Лермонтов писал: « Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча …у нее есть своя душа, св ...

Роман Германа Гессе “Степной волк” как результат перехода от традиционного романа к модернистскому. Введение
В центре споров о романе стоит вопрос о направлении и тенденциях его развития. Существуют разные идеологии, и поэтому на этот вопрос возникают совершенно противоположные ответы. Прогрессивное литературоведение противопоставляет модернистс ...

Проблема соотношения искусства и действительности
Следующей в нашей работе мы выделим проблему соотношения искусства и действительности. Эта проблема занимает особое, ведущее место и в произведении и во всем творчестве Оскара Уайльда. Тесную связь с искусством мы можем увидеть уже в име ...